Казахстанцы существенно отстают от других пьющих молоко народов. Виноваты в этом, конечно, они сами, как невзыскательные потребители. Но молочники в борьбе за здоровье граждан и культуру питья молока не опускают руки, а запускают новые линии.
Компания Raimbek Agro, выпускающая молочную продукцию под торговой маркой (ТМ) «Айналайын», недавно запустила новую упаковочную линию. В ходе пресс-тура в середине уходящего августа руководители предприятия презентовали линию и рассказали о главной своей проблеме. Как оказалось к изумлению присутствующих, это не отсутствие госпрограмм развития отрасли, не налоговый гнет, не дефицит сырья и даже не высокие кредитные ставки. Самым печальным для наших молочников является отсутствие культуры питья молока у граждан. Они пьют молоко в разы меньше, чем европейцы. И тем самым вредят не развитию отрасли, а себе же. Но рано или поздно европейская культура питья победит и у нас. Вместе с блогерами и журналистами культурный очаг молочной промышленности посетил корреспондент «ЭК».
Юбилейная инвестиция
В этом году молзаводу Raimbek Agro исполняется 10 лет. В юбилейный год компания запускает третью производственную линию (стоимость — 1,7 млн евро; мощность — 7 тыс. пакетов в час), где планирует разливать молоко в пакеты TetraGeminaAseptic (TGA). Всего за десятилетие в молзавод инвестировали 3,4 млн евро.
Напомним, бренд «Айналайын» (основные продажи в городах РК с населением от 300 тыс. и выше) занимает уверенное первое место в РК по продажам (25% рынка) в сегменте UHT-молока, то есть натурального цельного, подвергнутого ультрапастеризации. Другие мощные игроки на этом рынке — RG Brands (ТМ «Моё») и «Вимм-Билль-Дан» (ТМ «Домик в деревне»). Последний бренд изготавливается в Киргизии, а объем импорта на казахстанском рынке составляет 30%. Это доля может подрасти в связи со вступлением РК в Таможенный союз: ожидается, что российские конкуренты будут играть на понижение цен. Но Raimbek Agro намерена бороться за рынок, в частности компания планирует открыть завод в Восточно-Казахстанской области, правда, сроки и суммы пока не указывает.
А пока общественности показывают алматинское производство, находящееся недалеко от местной ГРЭС вблизи товарной части станции Алматы-1. Когда блогеро-журналистский (памятуя о возрастающей роли веб-дневников в рекламе и антирекламе, первых все чаще приглашают на подобные мероприятия) автобус уже подъезжал к молзаводу, внимание пассажиров приковала картинка точно не из пищевой промышленности: на проходящих здесь железнодорожных путях то ли загружали, то ли разгружали военную технику. Судя по силуэтам, тут были и комплексы ПВО, и гусеничные тягачи, и обыкновенные грузовики. «Так вот что теперь молзаводом называется», — не удержались от шутки блогеры.
Однако молзавод оказался вполне обыкновенным комплексом с высокими воротами и забором, одним главным зданием внутри. Отличительной чертой такого предприятия является подчеркнутая чистота: въезжающие автомобили проходят через бетонную яму, наполненную специальным химраствором, все цистерны обливают водой из колонки, а посетителей наряжают в белые халаты. Желающих перекурить сразу оставили за воротами, так как курить на территории завода запрещается.
Нет, мы не Европа
Гостей в дверях завода встретили начальник управления стандартов и качества компании Шынар Чингужанова, замгендиректора компании по производству Арсен Давленов и бренд-менеджер Raimbek Agro Фархат Маметниязов.
Общение с гостями решили устроить в формате пресс-конференции в специально оборудованной комнате на втором этаже здания. Стены ее были увешаны различными графиками. Один из них (оптимистический) показывал рост потребления UHT-молока в Казахстане с 2001 года, другой (удручающий) показывал потребление молока на душу населения в разных странах — от Финляндии и США до Казахстана и России. Положение РК незавидно: с 35 литрами в год мы бедно выглядим рядом с финнами (175) и британцами (110), нас обгоняют даже россияне, пьющие по 50 литров на брата. Третий график был посвящен молочным пачкам, распределенным по дешевизне, удобству и надежности. Лучшей была, конечно, принятая здесь на вооружение TGA.
Беседу начал г-н Маметниязов, представивший коллег: «Справа от меня Арсен, он заведует всем этим производством и отвечает за безупречное качество продукции. Слева Шынар, она отвечает за разработку новых продуктов, за качество всей линейки продукции, которое должно быть наивысшим».
Не успел г-н Давленов пробежаться по техническим характеристикам завода, слово вновь взял бренд-менеджер. Аппелируя к первому графику, он доказал, что в первые годы существования марки «Айналайын» рынок был неразвит. «Можно сказать, что мы начали вместе формировать культуру потребления данного продукта», — отметил он без ложной скромности и рассказал, что с 2003 года рынок рос в геометрической прогрессии, прибавляя по 40% в год. И тут же посетовал на географию: в западных регионах нет развитого молочного животноводства, чтобы покрыть потребности населения в молоке местным содержанием, но «Айналайын» и там лидер. «Поставляя молоко туда, мы, можно сказать, исполняем социальный долг», — подчеркнул г-н Маметниязов.
Тут он переключил внимание аудитории на второй график. «Это ведь карта здоровья, — грустно начал бренд-менеджер. — Смотрите, Финляндия, Великобритания, они потребляют в 3—4 раза больше молока, чем мы, Россия, Польша! Вот и население там живет дольше нашего». С последним трудно было поспорить, хотя о соотношении потребления и продолжительности жизни график умалчивал. «Культура потребления у нас очень низкая, — сделал вывод спикер. — Если вы спросите, как казахстанцы потребляют молоко, то чаще всего вам ответят — с чаем. А так, чтобы запросто употреблять молоко в чистом виде, например с утра, — этого почти нет. На Западе молоко пьют в чистом виде, а еще употребляют в сухих завтраках, пьют молоко с добавками». После этих слов почему-то страстно захотелось оказаться на Западе и стать молоколюбивым европейцем.
Крышку — «Айналайыну»
Покончив с сетованиями по поводу отсутствия культуры питья молока в Казахстане, г-н Маметниязов рассказал, почему Raimbek Agro внедрила новый пакет. «Наши потребители писали нам письма, где просили только об одном: “Дайте нам крышку на пачке нашей любимой упаковки. Больше нам ничего не надо”, — процитировал клиентов бренд-менеджер. — Конечно же, мы не могли оставить потребителя без внимания. Мы не просто сделали крышку, но привнесли на рынок новый формат». Компания изучила мировой опыт, провела внутриказахстанские исследования и пришла к выводу, что им нужен формат TGA. «Конструкторское решение позволяет не разбрызгивать молоко при наливании, выливается весь пакет, нет 5—7 граммов, которые постоянно булькают, — взяв опытный образец, показывал бренд-менеджер. — С запуском данной пачки доля будет возрастать, потому что часть потребителей ушла от нас именно из-за неудобств со старой пачкой».
Г-жа Чингужанова, в свою очередь, рассказала об этапах проверки молока от поступления партии на завод. Сырье проверяется на содержание соматических клеток, антибиотиков, аммиака, соды и другой химии, несвойственной этому натуральному продукту. Раз в месяц сотрудники отдела качества завода выезжают «в поля» проверять санитарию на приемке. В дальнейшем происходит нормализация молока (отделяются сливки и за счет них доводят жирность разных видов молока), затем происходит пастеризация, после чего молоко разливают. Далее пакеты переводят на склад, а со склада — потребителям.
«Дважды в год нас проверяет сертифицирующий нас орган, раз в три месяца мы сдаем продукты для проверки на «физику, химию и микробиологию» в соответствии с законодательством РК», — отметила она, сообщив, что компания также проводит «слепые дегустации», когда эксперты «пробуют с рынков» на органолептику продукцию всех производителей, а не только «Айналайын».
Смотря как стоять
Только разговор зашел о технологии производства, из зала посыпались вопросы.
— В России предлагают разделять цельное молоко и восстановленное, которое хотят называть молочным напитком. Если это есть в России, скоро это будет у нас. Как вы на это смотрите? — поинтересовался Марат Шибутов, блогер ЖЖ, а также эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества. Спикеры будто ждали этого вопроса.
— Скажем так, Россия часто издает «криковые» новости о «новых техрегламентах», — сурово проговорил г-н Маметниязов. — Но ни на территории России, ни на всем постсоветском пространстве пока нет такого оборудования, которое позволит проконтролировать, какое молоко употребляется. Поэтому российские производители пишут все что хотят. И потом, всю жизнь мы пользовались сухим молоком, — пошел в атаку бренд-менеджер. — Детское питание состоит из сухого молока. Кто бы разрешил матери кормить своего ребенка, если бы это был ненатуральный продукт? Но мы полностью работаем только на цельном молоке, потому что наш потребитель еще не созрел, чтобы понимать, что есть продукт качественный, а что нет. Он только разглядел, что цельное молоко, а что сделано из порошка. Да, нам так сложнее, но мы закупили дополнительно машины с сильным охладителем, чтобы расширить географию приемки до 500 километров, и мы свои 150 тонн в сутки обеспечиваем. Конечно, себестоимость увеличилась. Но сейчас спорить с потребителем, доказывать ему нет ни сил, ни времени, ни средств.
— Вы придерживаетесь европейских стандартов? — спросил блогер и ответсек журнала «.KZ» Константин Нагаев.
— Абсолютно, — подтвердил г-н Маметниязов. — Но все зависит от того, что на входе. В Алматинской области ежедневно производится до 500 тонн необработанного молока, но молока высшего сорта не более 200 тонн. К вопросу о Европе... Их продукты высокого качества, но они, как бы сказать… Обезличенные. Коровы превратились в машины по производству молока. Едят круглый год монокорм, вкус молока одинаковый. Это не свободно пасущаяся корова, питающаяся разнотравьем. Нам звонят потребители и говорят, что у нас вкус молока меняется по временам года. Но меняется и пища коровы. Так что радуйтесь, когда пьете молоко, пахнущее травами, полынью, которое горчит!
Г-н Шибутов привел в пример Кубу, где продолжительность жизни высока из-за того, что детей ежедневно обеспечивают молоком по госпрограмме, и спросил, нет ли у нас чего-то подобного. На это г-н Маметниязов неожиданно ответил, что если кубинцы сами не могут купить себе молока, то казахстанцы в другой ситуации. «Нет у нас культуры потребления молока. Если есть культура и желание, то у каждого есть возможность. Молоко ведь не стоит безумно дорого», — отметил он и рассказал о школьной программе, в которой уже участвует компания: их молоко завозят в несколько школ и продают там по себестоимости, но из-за отсутствия директивного указания школам покупать для завтраков только молоко дело идет вяло.
— Какие у вас отношения с ретейлом? — прозвучал вопрос из зала.
— Адекватные, — сдержанно начал бренд-менеджер, но потом пожаловался: — Правда, когда мы считаем прибыль, оказывается, что ретейл зарабатывает больше нас. Конечно обидно! Но это наши партнеры, без них никак. Но какие бы ни были ретейлеры, у нас закон жесткий: чем стоять никак, лучше никак не стоять!
Задав еще несколько уточняющих вопросов, журналисты попробовали разные виды молока и отправились на экскурсию.
В обстановке взаимного удовольствия
Гостям показали весь процесс производства молока. Миновав огромные емкости-накопители, мы прошли через шумные залы с агрегатами, пастеризующими молоко, оттуда — к трем упаковочным машинам. Третья по счету была той самой новацией и ядром последней линии. С виду она особенно не отличалась от первых двух (тоже производства компании Tetra Pak): непрерывная сплошная труба из пакетов, наполненная молоком, выходила сверху, в середине автомат ее прихватывал и резал, формируя пакет, далее отправлял по конвейеру к аппарату, насаживающему крышку. Тут же формировались ящики и большие коробки из них, которые сразу обматывали пленкой, потом их забирали кары и везли на склад. Всюду была исключительная чистота.
Завод работал в штатном режиме. Пакеты ползли по конвейеру, техники отлаживали новую установку, которая периодически портила TGA, и молоко стекало на пол, но тут же смывалось потоками воды. Кары носились с грузами и порожняком. В один момент прибывшие даже присвистнули, увидев, как водитель кара на приличной скорости лихо вписался в поворот.
Окончив экскурсию, гости вышли из цехов на свежий воздух. Один блогер не удержался и закурил, поглядывая, как на разгрузку приходят новые и новые цистерны с молоком. Мы стояли на изрядном расстоянии от дверей цеха, поэтому дым его сигареты вряд ли мог как-то навредить производству или нарушить санитарные нормы. Тем не менее, это была еще территория завода. Но на волне общего удовольствия его никто не одернул. Вокруг были довольные от увиденного и услышанного, напившиеся молока культурные люди.
Источник: expert.ru |