Сможет ли запрет экспорта остановить рост цен на сливочное масло в России
05.02.2025
Материал прочитан 354 раза и оценен
0
Производство молочной продукции в России растет медленнее спроса на нее, что приводит к повышению цен. Для защиты внутреннего рынка власти даже начали говорить о возможном запрете экспорта, однако эксперты рассказали Forbes, что источник проблемы не в том, что значительные объемы вывозятся за рубеж, а в нехватке молочного жира — важного компонента для производства сыра, масла и других востребованных продуктов
Государство может рассмотреть меры по ограничению экспорта продовольствия, в частности молочной продукции, если возникнет риск для стабильности внутреннего рынка, заявил вице-премьер Дмитрий Патрушев на съезде Союза производителей молока («Союзмолоко»). Однако спрос растет быстрее, чем производство, подчеркивает руководитель ГК «Континентал» и собственник проекта DairyNews Сергей Блюма. «Особенностью 2024 года стало превышение темпов роста спроса (+3%) над увеличением производства молока-сырья (+2), поэтому разница дополнительно обеспечивается поставками из дружественных стран», — указывает гендиректор отраслевой организации «Союзмолоко» Артем Белов.
Но только объемами производства сырого молока проблема не ограничивается: по словам собеседников Forbes, в еще большем дефиците оказался молочный жир, из-за чего ускоренными темпами дорожают готовые продукты, например сливочное масло.
Дефицит в квадрате
Есть две причины, по которым молочный жир в России оказался в дефиците. Первая — в отставании производства сырого молока от спроса по объемам, а вторая — содержание в сырье жира и белка часто ниже необходимого, говорят опрошенные Forbes эксперты.
Производство товарного молока в России ежегодно увеличивается, говорит гендиректор «Союзмолока» Артем Белов. Продажи молока в 2024 году составили 56 200 т, что на 1800 т больше, чем в предыдущем году, что говорит о развитии отрасли, обращает внимание директор по развитию АПК и пищевой промышленности «Рексофт» Анастасия Вяликова. «Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в России в 2024 году, по данным Росстата, снизилось на 4,1%, — говорит Блюма из ГК „Континентал“. — По данным Минсельхоза, в сельхозпредприятиях поголовье снизилось на 2,2% и составило 2,52 млн коров. Динамика устойчиво отрицательная».
«Но спрос на молочную продукцию в России растет второй год подряд более высокими темпами, чем в предыдущие годы, — говорит Белов. — Основной его объем — около 85−86% — обеспечивается внутренним производством». И есть категории, по которым особенно заметна низкая самообеспеченность, добавляет Вяликова. «Особенно проседают показатели по сырам, сливочному маслу, сухому цельному молоку — самообеспеченность по данным категориям составляет 73−76%», — комментирует она. Спрос на такую продукцию растет, отмечают производители. Сыры остаются востребованной у покупателей категорией, говорит генеральный директор «Брянского сыродельного завода» Денис Федоричев. «Мы отмечаем рост спроса на высококачественные российские твердые и полутвердые сыры», — подтверждает представитель «ЭкоНивы».
Для производства этих продуктов нужен молочный жир, а его дефицит в России составляет 500 000 т в год.
«В России была своя специфика торговли молоком, нацеленная на вал (физический вес), а не на содержание сухого вещества, за жир в молоке свыше 4,2−4,4% вообще не доплачивали», — уточняет Блюма. По его словам, племенное животноводство в России последние 20−30 лет не было заточено на получение просто большего объема молока. «Самая массовая молочная порода коров — голштинская — дает высокий удой, но молоко зачастую не обладает большой жирностью (стандарт породы — 3,8−4% жира в молоке, в зависимости от страны), — рассказывает он. — В мире эту проблему решают или активным разведением специализированных пород, направленных не только на хороший удой, но и на большой жир и белок, к примеру джерсейская порода (жир свыше 5,9%), или разведением кроссов (то есть скрещиванием пород). Но в нашей стране есть законодательный пробел — племенное хозяйство, которое решит заниматься кроссами, тут же потеряет свой племенной статус. При разрешении этой проблемы отрасль получит развитие».
Запрет экспорта: защита или вред
По словам опрошенных экспертов, ограничения на экспорт могут быть введены для борьбы с ростом цен, однако подорожание молочной продукции не имеет прямой связи с объемами ее вывоза за рубеж.
Экспорт молочной продукции в 2024 году продемонстрировал 6%-ный рост в объемах (до 216 000 т) и 19% — в стоимостном выражении (до $ 438 млн). Заметнее всего растут категории сыров, мороженого, молока и сливок, уточняет Вяликова. «К 2030 году Россия планирует увеличить объемы экспорта с $ 438 млн до $ 731 млн, — напоминает она. — Этому способствуют растущее потребление молока в мире, ограничение производства в ЕС, Новой Зеландии и других странах, а также возможности для роста производства внутри страны».
Таким образом, запрет экспорта был бы крайне нежелательным сценарием, так как получение разрешений, аттестация предприятий и налаживание логистических путей и деловых связей требуют больших трудовых, временных и финансовых затрат, полагает Белов из «Союзмолока».
«Производители в большинстве случаев направляют на рынки третьих стран товары категории B2B — сухое молоко, сыворотку и так далее, — объясняет он. — Потребительские товары направляются в основном в страны СНГ, и по этим категориям никакого дефицита не наблюдается. Рисков возникновения нехватки тех или иных продуктов нет, а корректировка цен связана с растущей себестоимостью производства, а не дефицитом товарного молока».
«Все производители молочной продукции в России в первую очередь работают на внутренний рынок, именно для его стабильности экспорт необходим», — говорит представитель «ЭкоНивы».
По его словам, существует корреляция между ценами на молочные жиры как на товар внутреннего рынка и молочный белок как на товар экспортный. И чем выше цена на российское сухое обезжиренное молоко в мире, тем ниже может быть цена на молочный жир, то есть сливочное масло и сливки, внутри страны.
«Для переработчиков это оптимальные условия работы, обеспечивающие сохранение доходности производства, — уверен эксперт. — Именно поэтому закрытие экспорта молочной продукции может нарушить балансы по жиру и белку на внутреннем рынке». Отечественные компании только начали формировать определенный имидж за рубежом, даже прекращение поставок на полгода-год может разрушить то немногое, что уже получилось построить, считает гендиректор «Брянского сыродельного завода» Денис Федоричев: «И хотя тактически возможно краткосрочное снижение цен на внутреннем рынке, стратегически ограничения принесут больше проблем».
Почему же дорожает молочная продукция? Опрошенные участники рынка считают, что основная причина кроется в себестоимости производства и растущих издержках на переработку. По словам Белова из «Союзмолока», тенденция к росту себестоимости молока и молочных продуктов сохраняется. Ключевым фактором здесь, по его словам, остается рост затрат на производство сырья из-за подорожания отдельных компонентов кормовой базы, энергоресурсов, общей инфляции и системного повышения стоимости оплаты труда наемного персонала.
«В сегменте переработки также растет себестоимость по всем ключевым статьям затрат, главным образом по основной статье — приобретение сырого молока, — продолжает он. — В ноябре 2024 года, по предварительным оценкам, рост себестоимости сырого молока в годовом выражении составил 9%, готовой молочной продукции — в среднем около 22%».
С августа-сентября 2024 года до сегодняшнего дня сырое молоко подорожало на 10 рублей за литр, это около 30%, добавляет Федоричев. И предпосылок к возврату цен на молочную продукцию на прежние уровни точно нет, говорит Блюма.
«Издержки производства увеличиваются ежемесячно, и последнее время особую роль в этом играют растущие зарплаты, цены на зерно, стоимость кредитных и лизинговых ресурсов», — заключает он.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.