Отечественный рынок консервов с содержанием молока развивается стремительными темпами. Растут и объемы производства молочных консервов. Положительную динамику в этом сегменте эксперты объясняют увеличением спроса на продукцию со стороны прямых потребителей и предприятий, которые занимаются производством кондитерских изделий. Устойчивая тенденция к увеличению объемов потребления молока пищевой промышленностью позволяет прогнозировать увеличение числа компаний, работающих в этом секторе, в течение ближайших нескольких лет. К числу продуктов, которые являются перспективными для производства на таких предприятиях, относится и сгущенное молоко. Оно представляет собой концентрированное молоко с добавлением сахара и в некоторых случаях других ингредиентов (например, какао, кофе, фруктовые и ягодные наполнители и т. д.). Изначально сгущенное молоко выпускалось исключительно в консервных банках, однако в последнее время появились альтернативные варианты традиционной упаковке – стеклянные и пластиковые бутылки, тубы, мягкие пакеты и пр.
Практически все современные предприятия, которые занимаются производством молочно-консервной продукции, выпускают не только наименования по ГОСТу, но и по ТУ. В результате этого даже под одним и тем же названием в продаже могут присутствовать товары с разным составом и потребительскими свойствами. Традиционно продукт, изготовленный по ГОСТ, вызывает у российских потребителей намного больше доверия. Так, например, в советское время по ГОСТу в составе сгущенного молока допускалось наличие лишь молочных жиров. Сейчас же многие производители в целях экономии обычно используют, в основном, растительные (сою, пальмовое масло и пр.) ингредиенты. Хотя таким образом они могут значительно снизить себестоимость продукта, но одновременно с этим ухудшаются его вкусовые и питательные свойства. Сгущенное молоко последнего вида выпускается не по ГОСТу, а по ТУ. До недавнего времени (до 2011 года) основным считался ГОСТ 2903-78. После 2011 года был принят новый ГОСТ Р 53436-2009 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром. Технические условия». По новому стандарту сгущенное молоко и сливки могут содержать в своем составе только сырое молоко, сливки, сахар и воду. В качестве антиокислителя допускается использование исключительно аскорбиновой кислоты, в роли стабилизатора могут выступать производные от натрия и калия.
Также новый ГОСТ вводит классификацию сгущенного молока, в зависимости от доли жира в нем. Таким образом, сгущенное молоко называется: обезжиренное (не более 1 % жира в его составе), обычное (жирность не более 8,5 %) и сливки (с жирностью не менее 19 %). В сгущенном молоке любого из перечисленных выше видов содержание белка не должно быть меньше 34 %. Определенные требования предъявляются и к внешнему виду, консистенции продукта, и к используемой таре для его упаковки. Сгущенка неоднородной массы с ощущаемыми кристаллами молочного сахара считается некачественной. Продукт должен отличаться молочным, сладким и чистым вкусом (к запаху предъявляются те же требования). Цвет сгущенного молока может изменяться от чисто белого до белого с кремовым оттенком. Обезжиренное молоко может иметь слегка синеватый оттенок. Банки для розлива сгущенки не должны выделять токсичных металлов и не должны загрязнять продукт, который в них находится.
Все больше производителей молочных продуктов включают в свой ассортимент и молочные консервы. На рынке существует большое количество разнообразных предложений оборудования различного типа, размера и мощностей. Новые технологии и современное оборудование позволяют значительно уменьшить энергозатраты на производство. Прибавьте к этому высокую популярность сгущенного молока среди населения, широкое его использование в кондитерской промышленности, повышенный срок хранения продукта. Неудивительно, что рентабельность производства сгущенного молока оказывается весьма высокой – до 10-15 %. Однако это верно лишь в тех случаях, когда речь идет о производстве с использованием новых технологий. При изготовлении сгущенного молока согласно ГОСТу рентабельность продукта не превышает 7 %, что существенно ниже рентабельности производства другой молочной продукции (например, сыров).
Качественное сгущенное молоко производится путем выпаривания из свежего молока части воды, после чего в концентрат добавляется свекловичный или тростниковый сахар. Процесс консервирования основывается на принципе осмоанабиоза. Он осуществляется за счет увеличения концентрации сухих веществ молока и добавления сахарозы с целью повышения осмотического давления. Также увеличения срока хранения продукта достигается за счет тепловой обработки и герметичности упаковки сгущенного молока. Несмотря на то, что сгущенное молоко представляется нам привычным и традиционными продуктом, однако его ассортимент может быть весьма большим. Правда, наибольшим спросом все же пользуется обычное молоко цельное сгущенное с сахаром. Также производится нежирное сгущенное молоко с сахаром, сгущенное молоко с сахаром и наполнителями (кофе, какао, различные фруктовые добавки), сливки сгущенные с сахаром.
Производство сгущенного молока с сахаром состоит из нескольких основных последовательно осуществляемых операций: приемка, хранение и подготовка сырья; растворение и смешивание компонентов; гомогенизация смеси; пастеризация смеси; приготовление сахарного сиропа; сгущение; охлаждение; упаковывание и маркирование. На первом этапе молоко принимается, осуществляется оценка его качества. Потом исходный продукт охлаждается, резервируется и проходит тщательную очистку. Затем молоко нормализуется по содержанию жира и сухих веществ. Жирность нормализованной смеси определяется по специальной формуле: Жсм=Жпр*СОМОсм/СОМОпр, где Жпр и Жсм – это жирность продукта и смеси в процентном выражении; СОМОпр и СОМОсм обозначает содержание сухого обезжиренного молочного остатка в продукте и смеси в процентном соотношении. Чтобы повысить жирность цельного молока, его нормализуют путем добавлением сливок или молочного жира. Для снижения жирности цельного молока в него добавляют обезжиренное молоко. На этом же этапе при необходимости в смесь вносятся соли стабилизаторов.
Пастеризация – это очень важный этап в технологическом процессе производства сгущенного молока, так как высокотемпературная пастеризация при температуре от 90 до 95 градусов Цельсия позволяет уничтожить патогенную микрофлору и стабилизировать физико-химические свойства молока. В результате этого при хранении молоко сохранит свою жидкую консистенцию.
Пастеризованное молоко охлаждается до температуры 70-75 градусов Цельсия, после чего в него добавляется сахар. Сахар может вводиться в молоко как в обычном твердом виде, так и в виде сиропа с содержанием сахара до 70 %. Для приготовления сиропа небольшое количество воды нагревается до температуры 60 градусов Цельсия, затем в ней растворяется предварительно просеянный сахар (при просеивании удаляются мелкие посторонние примеси, что повышает качество готового продукта). Затем полученная смесь нагревается до 95-99 градусов Цельсия до полного растворения сахара. Перед тем как влить полученный сироп в молоко, он процеживается. Добавляется сироп до этапа сгущения молока путем смешения или в потоке.
Наконец, молочная смесь с добавлением сахара направляется на сгущение в вакуум-выпарной установке. Молоко, попадая в резервуар, моментально закипает, в результате чего влага моментально испаряется, а частицы смеси перемешивают между собой. Готовность продукта определяется содержанием в нем сухих веществ при помощи рефрактометра или же по плотности.
Сразу же после вакуум-выпарной установки сгущенное молоко необходимо охладить, иначе при медленном остывании в смеси образуются крупные кристаллы лактозы, которые дают то самое ощущение «песка» на языки. Такая сгущенка считается низкокачественной. Охлаждение осуществляется в кристаллизаторах, где в среде вакуума и при постоянном механическом воздействии продукт охлаждается в течение менее получаса до температуры 20 градусов Цельсия.
На предпоследнем этапе в сгущенное молоко добавляется затравка, которая представляет собой лактозу, размолотую до состояния пудры. Эта операция позволяет создать большое количество центров кристаллизации лактозы, которые препятствуют образованию в сгущенке крупных кристаллов.
Сгущенное молоко фасуется при помощи автоматизированного оборудования в жестяные или ламистерные банки, а также в полипропиленовые или полистироловые стаканчики. В первом случае срок хранения продукта составляет около одного года, однако такая упаковка стоит дороже и по себестоимости, и по стоимости транспортировки (она намного тяжелее полипропиленовой или полистироловой). Во втором случае срок хранения сгущенки не превышает трех месяцев.
Существуют и другие способы производства сгущенного молока. Например, в последнее время получил большое распространение метод получения сгущенки с использованием сухого молока. Эта технология оказывается дешевле не только за счет меньшей стоимости ингредиентов (среди которых – сухое молоко, растительный или молочный жир, сахар, вода, соль, стабилизаторы), но по причине отсутствия этапа выпаривания влаги из смеси. Сначала все компоненты перемешиваются в нужных пропорциях. Сухое молоко разводится в питьевой воде, нагретой до температуры 40-45°С, затем вся смесь пропускается через фильтровую сетку, охлаждается до 5-8°С, оставляется на два-три часа для разбухания белков и улучшения смеси. Потом в нее добавляют заданное количество сахара и заранее расплавленные жиры. Смесь перемешивается до тех пор, пока ее структура не станет однородной, затем она пропускается через фильтр и передается при помощи вакуумного насоса в кристаллизатор. Там она снова вымешивается, в нее добавляется затравка, представляющая собой лактозу, для создания кристаллизации.
Продукт быстро охлаждается и упаковывается в стаканчики или пакеты (жестяные банки для упаковывания такой сгущенки используются редко, чтобы максимально снизить себестоимость продукции). Производительность линии при низких энергозатратах составляет в этом случае от 100 до 3000 кг продукта в час. А его себестоимость удается уменьшить до 40 %. Кроме того, такой способ позволяет производить сгущенку по ТУ в небольшом количестве – от 50 кг в день. Однако ее качество заметно уступает сгущенному молоку, произведенному по ГОСТу.
Существует и третий способ производства сгущенки, который называется комбинированным. В этом случае линия выстраивается таким образом, чтобы возможно было производить сгущенное молоко в летние месяцы с использованием цельного молока или в не сезон с применением сухого молока.
При первом способе производства сгущенки по ГОСТу используемое вами сырье также должно соответствовать требованиям стандарту по качеству и условиям хранения. Вам понадобятся, помимо производственной линии, дополнительные емкости и холодное помещение (холодильник). Энергозатраты также существенно возрастут. Второй способ производства подходит для начинающих предпринимателей. Для хранения сухих смесей не требуется специальное оборудование, и энергозатраты будут намного ниже. В последнем случае обычно начинают с производства нефасованного сгущенного молока, которое продают кондитерских фабрикам, цехам, частным пекарням и т. д. Таким образом, можно сэкономить на расходах на оборудование и материалы для упаковки, на рекламу и продвижение готовой продукции, на стоимости «входа» в розничные сети. В дальнейшем по мере увеличения ваших доходов можно задуматься о приобретении оборудования для фасовки сгущенки и расширении ассортимента (например, выпускать сгущенное молоко с различными наполнителями). В этом случае ваши затраты на организацию производства сгущенного молока окупятся в течение нескольких первых месяцев работы.
Существуют и другие варианты начала собственного бизнеса. Например, можно приобрести линию для производства сгущенного молока – традиционного и вареного. Такое оборудование размещается на площади 50 кв. метров и позволяет производить до 5000 кг продукции за рабочую смену. Также эту линию можно использовать для производства фруктовых джемов, для уваривания соков и другой продукции, приготовление которой включает в себя выпаривание влаги.
Производители и продавцы такого оборудования утверждают, что свои вложения их клиенты окупают в течение первого года работы. На самом деле, эти показатели можно смело умножать на два, а то и три. Во-первых, из-за высокой конкуренции на рынке вы вряд ли сразу же найдете оптовых покупателей на большие партии своей продукции. А во-вторых, если у вас нет опыта работы в этой сфере (или опытного технолога в штате), то придется осваивать все премудрости производства сгущенного молока самостоятельно и на собственных ошибках.
Источник: www.openbusiness.ru |