Редакция продолжает публикации, посвященные разъяснению применений требований ТР в молочном производстве. В каких случаях в ассортиментном наименовании молочной продукции возможно использовать слово «ванильный»? Нужно ли в составе молокосодержащего продукта указывать состав заменителя молочного жира? Могут ли Торговые организации требовать дополнительного нанесения на упаковку молочной продукции информации о дате производства и сроке годности? На эти вопросы отвечает отвечает С.В. Абросимова, к. т. н., руководитель группы по разработке нормативных документов НКО «РСПМО».
1. Торговые организации требуют от молокоперерабатывающих предприятий оформления ветеринарных сопроводительных документов на поставляемую ими готовую к употреблению молочную продукцию. Насколько это правомочно?
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза не предусмотрено оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на готовую молочную продукцию при ее производстве и обороте на территории РФ. Поэтому требования торговых сетей на территории РФ сопровождать ВСД готовую молочную продукцию, поставляемую молокоперерабатывающими предприятиями РФ, не имеют нормативно-правового основания.
В ст. 30 (п. 1, абзац 2) Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой Продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, установлено, что готовая пищевая продукция животного происхождения, прошедшая переработку (обработку), не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе, следовательно, в настоящее время не требуется оформление ВСД.
В рамках Таможенного союза утверждены .Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). (Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317) и «Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору). (Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317).
В соответствии с этими документами молочная продукция включена в перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю в части эпизоотического благополучия. Согласно разделу IV Решения КТС № 17, ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются при пересечении территории таможенного союза (при ввозе товаров на территорию Таможенного союза) и при перемещении товаров с территории одной стороны на территорию другой стороны Таможенного союза. Эти ветеринарные сопроводительные документы удостоверяют безопасность сырья, из которого произведена продукция, и эпизоотическое благополучие территории выпуска продукции. При этом проведение каких-либо испытаний продукции не предусмотрено.
Эпизоотическое состояние – это ветеринарно-санитарная обстановка на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости.
Таким образом, если продукция, выпускаемая на вашем предприятии, не поставляется за пределы РФ, то в настоящее время вам не нужно на нее оформлять ВСД.
В случае поставок молочной продукции вашим предприятием на территорию других стран вам необходимо на эту продукцию оформлять ВСД. Ветеринарно-санитарные требования при ввозе и вывозе молока, полученного от крупного и мелкого рогатого скота, и молочных продуктов установлены в гл. 27 Решения КТС №317.
Изменение законодательства РФ в части оформления ВСД на готовую молочную продукцию предусмотрено с 1 января 2018 г. Приказом Минсельхоза России 17.07.2014 №281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде». (введен взамен приказа Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422, который не предусматривал оформление ВСД на готовую молочную продукцию).
Согласно приказу № 281, ВСД должны будут оформляться на все продукты, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317. В этот перечень включена готовая молочная продукция, прошедшая переработку (обработку).
Требование по оформлению ВСД в электронном виде на готовую молочную продукцию с 1 января 2018 г. установлено в приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами».
2. Торговые организации требуют дополнительного нанесения на упаковку молочной продукции информации о дате ее производства и сроке годности в виде штрихкода. Насколько это правомочно?
Нанесение штрихкода на упаковку пищевой, в том числе молочной, продукции не регламентировано ни в одном ТР ТС. В соответствии с требованиями п. 3 (последний абзац) ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».
Следовательно, требование торговых организаций о дополнительном нанесении на упаковку молочной продукции информации о дате ее производства и сроке годности в виде штрихкода может быть предприятием отклонено или выполнено в зависимости от установленных между ним и торговой организацией договорных условий.
Согласно действующему на территории РФ законодательству, не обоснованным является требование некоторых торговых организаций о том, чтобы в соответствии с международными стандартами (или нормативными документами ЕС) на упаковке товара обязательно присутствовал штриховой код EAN-13.
ТР ТС 022/2011 не устанавливает такого обязательного требования. Система EAN•UCC по своему статусу является добровольной, т. е. необязательной. Наличие штрихового кода на товаре может потребоватьот предприятия-изготовителя предприятие оптовой (розничной) торговли, но ссылки на правовые документы и стандарты в этом случае неправомерны. Не существует нормативных актов, обязывающих вступать в Национальную организацию GS1 и наносить на упаковку штриховые коды. Международные стандарты ISO по штриховому кодированию регламентируют только технические требования к формированию изображения и качеству печати штриховых кодов. Если на упаковке с продуктом будет напечатан штриховой код EAN-13, то он должен иметь корректный вид, соответствующий международным стандартам, и правильно считываться во всех странах мира.
3. В каких случаях в ассортиментном наименовании молочной продукции возможно использовать слово «ванильный (-ая) (-ое)»?
В соответствии с действующим законодательством (ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки») пищевая продукция, находящаяся в обороте на территории единого экономического пространства Евразийского экономического союза должна иметь маркировку для идентификации этой продукции. В ТР ТС 022/2011 установлены единые требования к маркировке пищевой продукции в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Одним из главных идентификационных признаков любого пищевого продукта, который указывается в маркировке на упаковке с продуктом, является его ассортиментное наименование.
Определение понятия «наименование пищевого продукта» приведено в ГОСТ 32253-2013 «Продукция молочных предприятий. Рекомендации по формированию наименований продуктов»: «наименование пищевого продукта – слово или сочетание слов, достоверно характеризующее (-ие) продукт, в том числе понятия и/или термины, установленные в нормативных правовых актах или стандартах на термины и определения, и позволяющее (-ие) отличать (идентифицировать) данный продукт от других продуктов без дополнительной информации».
ГОСТ 32253-2013 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).
В соответствии с требованиями пп. 72 и 73 ТР ТС 033/2013 при формировании наименования молочной продукции используются понятия, установленные для молочных продуктов, которые по решению производителя могут дополняться информацией об особенностях состава сырья, способе его производства, использовании заквасочных микроорганизмов и др.
При производстве молочных составных и молокосодержащих продуктов используются ароматизаторы. Применение ароматизаторов при производстве молочной продукции преследует следующие цели:
• придать продукту какой-либо специфический аромат;
• усилить вкус и аромат используемого при производстве молочной продукции немолочного ингредиента;
• имитировать вкус и аромат немолочного ингредиента, который сам не добавляется при производстве молочной продукции.
Если на молокоперерабатывающем предприятии производится молочная продукция, при изготовлении которой добавляется ароматизатор, например «Ваниль сливочная», для придания продукту специфического приятного аромата ванили, то данный ароматизатор «Ваниль сливочная» входит в состав готового продукта и указывается в маркировочном тексте в разделе «Состав продукта» в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 033/2013. В данном случае используемый ароматизатор «Ваниль сливочная» не имитирует какой-либо вкус и/или аромат другого пищевого ингредиента, поэтому требование п. 5 ч. 4.3 ТР ТС 022/2011 может быть использовано по усмотрению изготовителя продукции при формировании наименования продукта с ароматизатором «Ваниль сливочная».
Согласно действующему законодательству Евразийского экономического союза в части требований наименования молочной продукции, при производстве которой используются ароматизаторы, будут правомочны ассортиментные наименования, например: «Мороженое сливочное ванильное» или «Мороженое сливочное с ароматом ванили»; «Паста творожная с курагой ванильная» или «Паста творожная с курагой с ароматом ванили»; «Напиток йогуртный с заменителем молочного жира ванильный» или «Напиток йогуртный с заменителем молочного жира с ароматом ванили».
4. Нужно ли в составе молокосодержащего продукта указывать состав заменителя молочного жира?
Заменитель молочного жира является многокомпонентным пищевым продуктом. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 4.4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» при производстве молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира в маркировочном тексте на упаковке, в разделе «Состав продукта» должны быть слова «заменитель молочного жира» и далее в скобках должен быть расписан состав заменителя молочного жира (ЗМЖ). Более полным и информативным является указание в составе ЗМЖ конкретных наименований растительных жиров, входящих в состав ЗМЖ, с обязательным указанием степени их очистки и конкретизацией модификации растительных масел, например (рафинированные, дезодорированные, гидрогенизированные (или переэтерифицированные, или фракционированные) масла пальмовое, подсолнечное, рапсовое, соевое, кокосовое.
В то же время в Приложении 1 ТР ТС 022/2011 указаны виды компонентов, наименования которых могут заменяться наименованиями видов пищевой продукции при маркировке пищевой продукции. Поскольку ЗМЖ изготавливается на основе растительных масел, то требования Приложения 1 могут быть применены при указании состава ЗМЖ в составе молокосодержащего продукта.
5. Могут ли молокоперерабатывающие предприятия в 2016 г. использовать упаковочные материалы или упаковку, на которых маркировка продукции нанесена в соответствии с требованиями Федерального закона № 88-ФЗ (№ 163-ФЗ) «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»?
В соответствии с требованиями действующего российского законодательства и законодательства Таможенного союза (ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011) в части регламентирования требований к пищевой продукции, в частности молочной, одними из основных условий являются соблюдение принципа предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о приобретаемой продукции.
Вся информация о продукте, которая выносится на потребительскую или транспортную упаковку (этикетку), является идентификационными признаками продукта, за достоверность которых несет ответственность изготовитель продукта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Функция осуществления проверки соблюдения требований ТР ТС при производстве и обороте пищевой (в том числе молочной) продукции возложена на Роспотребнадзор.
В связи с тем что с 01.01.2016 вся молочная продукция, выпускаемая в оборот на территории единого экономического пространства Евразийского экономического союза, должна соответствовать требованиям ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011 в части ее маркировки, в маркировочном тексте на упаковке продукции должна быть вся информация по действующему законодательству.
Требования к способам доведения маркировки установлены в ч. 4.12 ТР ТС 022/2011. Маркировка молочной продукции должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Маркировка наносится на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Ни в одном из ТР ТС, регламентирующих требования к пищевой продукции, в том числе молочной, не установлены требования к техническому способу нанесения маркировки.
Таким образом, использование стикеров при нанесении маркировки на потребительскую и транспортную упаковку соответствует требованиям законодательства Таможенного союза при соблюдении всех остальных требований части 4.12 ТР ТС 021/2011.
31 декабря 2015 г. закончился переходный период вступления в действие ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Однако к этому моменту многие предприятия молочной отрасли не успели использовать все имеющиеся запасы упаковочных материалов (упаковки), на которых маркировка продукции нанесена в соответствии с требованиями федеральных законов от 12.06.2008 № 88-ФЗ и от 22.07.2010 № 163-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
ТР ТС 033/2013 разрабатывался на основе ФЗ-88 (ФЗ-163). Различия требований к маркировке молочной продукции в законодательстве Таможенного союза (ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 033/2013) и в законодательстве РФ (ФЗ-88 (ФЗ-163) незначительные. Они могут быть устранены без введения потребителя в заблуждение при использовании имеющейся упаковки за счет нанесения на нее недостающей информации любым техническим способом в соответствии с требованиями ч. 4.12 ТР ТС 022/2011.
С учетом изложенного можно рекомендовать руководству и специалистам молокоперерабатывающих предприятий для снижения потерь производства и в целях доработки имеющейся на предприятии упаковки, соответствующей ранее действовавшим требованиям ФЗ-88 и ФЗ-163 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», провести следующие организационные мероприятия:
1. Установить объемы имеющейся упаковки (упаковочного материала) на предприятии.
2. Разработать план доработки данной упаковки (упаковочного материала) с указанием конкретных дат доработки с учетом планируемых объемов производства молочной продукции.
3. Согласовать этот план с региональным управлением Роспотребнадзора. И тем самым получить от Роспотребнадзора разрешение на доработку имеющейся упаковки (упаковочного материала) с помощью добавления недостающей информации маркировочного текста на каждую упаковку с продукцией путем дополнительного наклеивания стикера.
Такая практика в настоящее время используется в различных регионах Российской Федерации, в том числе в Московской области. Разрешение на использование имеющегося упаковочного материала или упаковки при условии нанесения недостающей информации в маркировке продукта с помощью стикеров, полученное от регионального управления Роспотребнадзора (по месту нахождения производства), действительно на всей территории РФ.
Источник: «Переработка молока» |