Производство простого пастеризованного молока может стать достаточно выгодным бизнесом, потому что потребление этого продукта в России достаточно велико. Однако нужно понимать, что и уровень конкуренции по этому направлению порою бывает слишком высоким для начинающего предприятия. Пастеризованное молоко производят на многих достаточно крупных предприятиях, и если в регионе ещё нет подобного завода, то это, скорее всего, связано именно с нерентабельностью поставки свежего молока. В ином случае эта ниша оказывается занята. Поэтому начинать лучше зачастую с ориентации на местный рынок и производство небольших партий продукта, и неплохо, если бизнес-план предполагает оптимизацию своего производства с целью снижения себестоимости продукта – тогда будет возможность конкурировать с большими заводами. Хотя и в этом они зачастую выигрывают, потому что за счёт огромного количества выпускаемой продукции могут позволить себе снижать цену.
Однако, если сравнивать с иными видами производства, открытие своего небольшого завода по изготовлению пастеризованного молока не требует слишком больших вложений, и открыть его можно даже на базе собственного молочной фермы. А здесь уже можно рассчитывать на перспективы, потому что наличие свежего молока в непосредственной близости от производственной линии даёт возможность экономить на транспорте и производить максимально качественный продукт. Только ферма по своим размерам должна соответствовать заводу и наоборот, иначе придётся либо закупать дополнительное молоко у других поставщиков, либо, в обратном случае, продавать излишки на рынок. Во втором варианте есть возможность параллельно заняться реализацией свежего молока, что является отдельным видом бизнеса.
Для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, а именно оформить юридическое лицо, в большинстве случаев оптимален выбор общества с ограниченной ответственностью. Если учредителей много, и предприятие будет большим, то можно задуматься о создании публичной компании. Процесс регистрации достаточно простой, здесь существенных отличий нет, да и государство не накладывает каких-то ограничений на создание подобного предприятия.
Сложности начинаются далее, ведь нужно получить разрешение на свою деятельность, а именно получить сертификат на производство молочной продукции в Роспотребнадзоре. Правда, чтобы Роспотребнадзор и вовсе начал рассматривать возможность выдачи сертификата предприятию, нужно найти поставщика молока, который имеет также всю необходимую документацию – ветеринарные свидетельства, заключения, сертификаты того же Роспотребнадзора. Если предприниматель имеет свою собственную ферму, то ему нужно получить разрешения сначала на использование своего молока, а после – уже на запуск производства и реализацию продукции. В целом, требования стандартные в своём большинстве, предприятие должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, иметь специальное оборудование, правильно быть обустроено.
В дополнение нужно получить разрешения от других инстанций – в первую очередь в Пожарной инспекции. Тут лучше для уточнения требований обращаться в местные органы власти, потому что в каждом регионе РФ могут быть свои нормы, и помощь грамотного юриста тут может окажется очень кстати.
Отдельные требования касаются маркировки своей продукции, но это только в том случае, если предприниматель собирается не просто производить молоко, но и разливать его для дальнейшей продажи в таре, некоторые заводы просто производят пастеризованное молоко, чтобы в дальнейшем продавать его в больших объёмах, не ориентируясь на конечного потребителя. Хотя в большинстве случаев рекомендуется зарегистрировать свою торговую марку, чтобы под этим именем выходить на рынок, то есть действовать приходится фактически в одиночку, получая молоко на фермах и создавая готовый продукт для конечного потребителя. В целом, регистрация своего большого предприятия – это сложный и, главное, длительный процесс, поэтому рассчитывать нужно на несколько месяцев, а итоговые затраты посчитать достаточно трудно, ведь помимо установленных государственных пошлин будут незапланированные расходы, в том числе и неофициальные платежи.
Когда решены все бюрократические вопросы, можно приступать к поиску места для производства. При наличии собственной фермы располагаться желательно как можно ближе к ней, как раз в целях сокращения расходов. Территория нужна в несколько аров земли, в сельской местности её можно арендовать по очень низкой цене. Однако в сельской местности достаточно трудно найти неработающие заводы, которые можно арендовать или выкупить по низкой цене, то есть нужно рассчитывать на то, что придётся оплачивать полноценное строительство. Проблемы при работе в селе могут быть и с кадрами, поэтому работу начинать нужно хотя бы в небольших городах (с населением в несколько десятков тысяч человек), там будет можно найти людей для обеспечения работы своего завода. На его строительство уйдёт наверняка несколько миллионов рублей – и это для небольшого предприятия с одним производственным цехом. Вообще для экономии не целесообразно приобретать недвижимость в крупном городе, в любом случае лучше всего располагаться в небольших населённых пунктах.
Следующий этап в организации бизнеса – это приобретение оборудование для работы. В цехе производства пастеризованного молока должно быть много устройств, но точное их количество и оснащённость цеха вообще зависит от многих параметров. Во-первых, это рассчитываемая производительность, наиболее сложно и производительное оборудование занимает больше места и стоит дороже. Во-вторых, это выбранный вид тепловой обработки и некоторые другие параметры. Существует, к примеру, немалое количество видов пастеризации. В-третьих, нужно определиться, будет ли работать предприятие с сухим молоком или использовать свежее, нужно ли ему упаковочное оборудование и некоторые другие аппараты. Вообще главными в производстве станут гомогенизатор, пастеризатор, модуль для внесения добавок, фасовочный аппарат, а также танк для хранения молока. В производстве, соответственно, происходит сначала процесс гомогенизации, после чего пастеризации и охлаждения. Стоимость оборудования может сильно меняться в том числе в зависимости от производителя, китайские агрегаты дешевле, есть и русские аналоги, которые обходятся значительно дешевле за счёт того, что их не нужно перевозить из-за границы, за счёт исключения таможенных расходов.
В итоге стоимость оборудования может различаться в разы, самая простая и небольшая производственная линия обойдётся в сумму около 300 тысяч рублей, более сложные производственные линии стоят несколько миллионов рублей, тут стоимость может доходить до 10 миллионов рублей.
Следующий момент в организации бизнеса – поиск поставщика. Даже если имеется своя собственная ферма, может быть необходимо обращаться к сторонним поставщикам, потому что нужно молоко определённой жирности, в особенности, если планируется заниматься производством не только молока, но и других молочных продуктов. Для формирования достаточного ассортиментного ряда нужно поставлять различное сырьё, не забывая также о его санитарных требованиях. Сырьё поставляется только охлаждённым, но на определённой температуре, чтобы не было потерь полезных свойств.
Поставщиком сырья могут быть фермы, которые располагаются только поблизости, поэтому это ещё одна причина, по которой завод по производству пастеризованного молока может располагаться только в сельской местности. Молоко будет обходиться предприятию условно бесплатно, если есть своя ферма (условно – потому что в любом случае будут затраты на его получение), либо по цене, которая является средней в регионе. Причём в зависимости от региона она может очень сильно меняться, на юге литр молока можно купить и по цене в 15 рублей за литр, в северных регионах – в разы больше, многое зависит от его качества, то есть диапазон цен достаточно широкий. Зависит цена также и от времени года, в некоторые месяцы она ниже, в некоторые – соответственно, выше.
Дополнительно нужно заказывать тару для своего производства, причём это могут быть специальные картонные пакеты, пластиковые бутылки и даже ёмкости из стекла, стоимость тары может достигать до 10 рублей за бутылку. Производить тару самостоятельно, конечно, нет смысла, поэтому нужно, опять же, искать предприятия, которые находятся рядом и занимаются подобным производством. Приобретать тару не придётся, если завод просто готовит пастеризованное молоко, после чего продаёт его на специализированные заводы по расфасовке. В дополнение на предприятии должен быть собственный транспорт. При наличии фермы это особенно важно, потому что необходимо перевозить получаемое молоко на место производства. Это могут быть не специальные молоковозы, которые используются для в розничной торговле, но всё равно грузовые автомобили. Стоимость одного начинается от 200 тысяч рублей и может достигать 5 миллионов за правильно оборудованный грузовик с установленным сложным холодильным оборудованием для длительной транспортировки.
Следующий этап для организации производства – это поиск необходимого персонала. На самом деле небольшое предприятие может обслуживать относительно малое количество людей. Нужны сотрудники, которые будут выступать операторами оборудования, то есть это простые рабочие, которым не нужно и высшее образование. Руководители, конечно, должны быть квалифицированными профессионалами, но количество отделов и их назначение зависит также от того, какой формат работы был выбран. К примеру, работая только в формате производства готового пастеризованного молока с целью продажи на заводы по переработке, не обязательно держать свой маркетинговый отдел, нанимать много людей в отдел сбыта/закупок, потому что, наладив сотрудничество с несколькими предприятиями, можно полностью обеспечить себя прибылью, работая исключительно на них. На ином предприятии может работать и пара десятков человек, а на других может быть и больше сотни. При этом нужно понимать, что можно существенно сэкономить, передав некоторые бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли, на аутсорсинг.
Также существенной частью расходов станет маркетинговая кампания, но, конечно, если планируется поставлять свою продукцию для розничной торговли (это направление вообще более сложное). Здесь нужно действительно нанимать целый маркетинговый отдел, потому что нужно будет постоянно продвигать свой товар на рынке. Расходы будут соответствующие, здесь также стоит задуматься о том, чтобы открывать свои собственные розничные точки. Это в первую очередь касается тех предприятий, которые в своём ассортименте имеют множество продуктов, например, помимо молока производить творог, сыры, мороженое и прочие молочные продукты. В принципе, если производить исключительно молоко, то нет смысла заниматься полноценной работой с ориентацией на розничных торговцев, даже если производится молоко, готовое к употреблению. В этом случае всё же проще свою готовую продукцию поставлять дистрибьюторам, и, как уже было замечено, ориентироваться придётся в большей степени только на местный рынок. В общем, начинать с масштабного проекта нецелесообразно, лучше открыть маленький завод, чтобы впоследствии расшириться, добавить новые товарные позиции и развернуть свою маркетинговую кампанию.
Таким образом, открытие своего завода по производству пастеризованного молока может быть относительно недорогим начинанием – простой завод можно открыть за сумму в пределах одного миллиона рублей. Более крупные предприятия обходятся предпринимателям значительно дороже, заводы с несколькими производственными линиями и рассчитанные не только на изготовление пастеризованного молока, но и другой продукции (а это достаточно рентабельно), требуют вложения десятков миллионов.
Что касается доходов и прибыли, то посчитать их слишком сложно, в каждом конкретном случае имеются свои расходы, свои источники получения средств, свои особенности. Но, как и любое производственное предприятие, это может приносить своему владельцу немалую прибыль именно за счёт массового выпуска продукции. Даже если чистая прибыль с одной бутылки молока составит 1 рубль, то производство 100 тысяч бутылок в месяц принесёт 100 тысяч рублей, а этот объём вполне реален для даже не слишком большого завода. Сложность в другом – найти рынок сбыта своей продукции, здесь нужно обладать каким-то важным преимуществом или заниматься очень агрессивной маркетинговой кампанией. Всё-таки сегодня имеется множество фирм, которые занимаются подобным производством, и предпринимателю нужно сразу определиться, как именно он будет решать все свои сложности, возникающие с конкурентами.
Источник: www.openbusiness.ru |