Одним из ключевых факторов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность
производства, является системное управление его процессами. Разработка и внедрение
системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 является достаточно мощным инструментом повышения
конкуренто способности любой организации. О процессе внедрения СМК
на АО «Тульский молочный комбинат» рассказывают К.А. Ширинкин,
руководитель по проектам, и Т.В. Иванова, начальник отдела менеджмента качества.

– Нужна ли стабильно работающему молочному предприятию аттестованная СМК? Ведь существует немало аргументов против, например такой: качество
обеспечивается работой ОТК, и
усиления контроля с его стороны
вполне достаточно.
– Системы менеджмента рассматривают не только и не столько качество конечного продукта, сколько
качество всех процессов на предприятии, ведь в конечном итоге именно
от совокупности всех обслуживающих и основных процессов, взаимодействия подразделений зависит конечный результат. Можно строго
контролировать сам продукт, технологический процесс, но при этом обеспечивающие процессы не создадут
должных условий для производства.
И зачастую дело не в материальных
ограничениях, а именно в коммуникациях, неправильном выстраивании
процессов. При построении систем
менеджмента на предприятии внедряется основной подход – цикл PDCA
(«планируй – делай – проверяй – исправляй»), этот принцип применим
ко всем процессам.
Качество является стержнем для
развития предприятия, и, соответственно, вовлеченность персонала в
процессы постоянного улучшения задача стандарта.
– Какую экономическую выгоду
приобретает предприятие от
внедренной СМК?
– Многие крупные российские и
интернациональные компании работают только с сертифицированными
поставщиками. В последнее время
все большее развитие получают продукты под СТМ (сетевые торговые
марки), сети проводят аудиты предприятий, готовых предоставлять
услуги по изготовлению такой продукции. И предпочтение отдается
сертифицированному поставщику.
При этом, конечно, нужно понимать, что сертификация – это не способ получении прямой экономической выгоды. Речь скорее идет о налаживании внутренних процессов,
поиске «узких» мест и снижении издержек именно за счет внутренних
ресурсов, запас которых у каждого
предприятия неисчерпаем.
– Чем руководствоваться молочному предприятию при выборе системы?
– При выборе системы, конечно,
нужно понять потребности предприятия, изучить законодательные требования, пожелания клиентов, сетей.
Так, например, для пищевых предприятий в соответствии с законодательством обязательны разработка и
внедрение прин ципов ХАССП.
– С чего начать процесс подготовки к внедрению СМК?

– Разработка и внедрение СМК –
достаточно длительный процесс. Это
нужно понимать. Без вовлеченности
персонала всех уровней постановка
системы на предприятии невозможна. Поддержка высшего руководства,
выделение ресурсов, не только материальных, но и человеческих, временных, обучение – это то, что должно быть на первом этапе. Привлекать
консультантов или нет – это выбор
компании.
Как правило, приглашение к сотрудничеству тех, кто способен обеспечить грамотное сопровождение, именно сопровождение, но ни в коем случае не само выполнение работ,
облегчает жизнь коллективу и рабочей группе. При этом нужно понимать,
что задача консультантов – консультировать и давать направление, но
только специалисты, которые знают
свои процессы, могут грамотно внедрить необходимые процедуры. Если
есть возможность, то надо посетить
несколько предприятий с уже внедренной системой. Важно, чтобы было понимание, куда мы движемся и
чего хотим.
– Как бы Вы прокомментировали
такую оценку СМК: Обучение? персонала СМК – пустая трата сил,
коллектив непостоянный, введение системы штрафов – это более
действенная мера??
– В стандартах серии ISO есть обязательное требование – это обучение
персонала. И главное на предприятии – это персонал! Поэтому обучение – красная линия всех процессов,
начиная с прихода новичка и знакомства его с производством и заканчивая требованиями к руководителям.
Одна из важнейших задач, решаемых при построении системы, – как
сделать так, чтобы система не только
не усложнила работу, а, наоборот,
сделала все процессы понятным для
всего персонала, прозрачными и контролируемыми. Важным элементом
реализации системы является разъяснение ее принципов персоналу, и не
ждите, что работники сразу все поймут и будут действовать в соответствии с инструкцией, на это потребуются время, а также постоянный процесс обучения.
– Какова роль руководителя
СМК?
– Руководитель – интегратор процессов, и важным моментом является то, что этот специалист должен обладать большой компетенцией, луч ше,
если это будет человек с про изводства или из технической службы.
Его роль – связать все воедино, чтобы процесс был ровным. Руководитель СМК обязан указывать, где есть
шероховатости, отклонения от процесса. Для всего этого необходимы
высокая компетенция и такие качества, как принципиальность, решительность, стрессоустойчивость.
– Как Вы оцениваете результаты работы СМК?
– Для таких понятий есть несколько реперных точек: это успешность
пройденного аудита, удовлетворенность потребителя и удовлетворенность со стороны топ-менеджмента,
которая оценивается через анализ со
стороны руководства (отчет об
успешности выполнения поставленных целей как со стороны СМК, так
и топ-менеджмента).
– Расскажите о самой процедуре
сертификации. Что было наиболее
сложным в процессе внедрения?
– Процесс внедрения стандартов
FSSC 22000 и ISO 9001 на нашем
предприятии занял около 2 лет.
Для соответствия требованиям
стандартов силами коллектива проделана огромная работа – перестроены и построены новые производственные площади, обеспечивающие
высокий уровень гигиены и соблюдение поточности персонала и процессов, проведена глобальная работа по
пересмотру и разработке регламентирующей документации (фото 1-3).

Основополагающим решением на
первом этапе было вовлечение всего персонала в процесс построения системы. Это существенно упростило
дальнейшую работу и позволило уже
на этапе разработки системы отыскать резервы для улучшения внутренних процессов. Конечно, сертификация – это сложный процесс, требующий больших усилий.
Если первый этап – знакомство аудитора с предприятием (персонал,
документация, общий обзор) пройден, то назначается второй этап –
основной. Для этого выделяется несколько дней, аудитор перед приездом
высылает план аудита. На пред приятии аудитор подробно знакомится с
документацией, совершает обходы
отделов, цехов, всех участков задействованных в процессе, проводит собеседования с персоналом, задает
уточняющие вопросы.
Основной этап аудита как раз позволяет выявить то, насколько выполняются требования, есть ли понимание системы как со стороны персонала, так и со стороны руководства.
Последний этап – аудитор составляет отчет и дает свою оценку предприятию.
– Кто выступал аудитором? Насколько важен выбор компании-
аудитора?
– В качестве аудирующей компании была выбрана SGS. Это международная компания, один из лидеров
на рынке сертификационных услуг.
Сертификация проходила по международным стандартам в два этапа.
Объективная и независимая оценка
системы специалистами между народного уровня позволила выявить
и глубже понять потенциальные риски и возможности для совершенствования системы.
– Как часто нужно подтверждать СМК?
– Один раз в три года проводится
подтверждение – ресертификация,
т. е. полный цикл сертификации, один
раз в год – инспекционный аудит.
– Возникает ли потребность
внедрения аналогичных систем качества у поставщиков вашего
предприятия?
– Да, большая часть наших поставщиков сертифицирована по системам менеджмента. При выборе поставщика это служит дополнительным преимуществом.
|