Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические
особенности играют ведущую роль в управлении организациями.
Наряду с высокой компетентностью в определенной профессиональной
деятельности, одни из основных качеств руководителя – умение
организовать работу людей, создать условия для проявления активности,
инициативы, творчества, развития активной мотивации работников.
Так каким должен быть руководитель? Об этом нам рассказывает
ведущий тренерцконсультант ГК «Оргпром», президент Leadership
Excellence International (США), директор группы внедрения системы
Lean Manufacturing, имеющий опыт преподавания и реализации проектов
с достижением целей, производственного и экономического эффекта
в компаниях, майкл томас Вейдер.
– Кто нужен компании в кризисные
годы: лидер или руководитель?
– В кризисные годы нужны и те, и
другие. К сожалению, у нас слишком
много менеджеров и недостаточно
лидеров. Лидеры задают направление движения и цели, чтобы выйти
из кризиса, а менеджеры выполняют эти задачи в офисе и на производстве.
– Лидер или руководитель – почему
вообще встает вопрос о подобном
противопоставлении? Какова
вероятность того, что это
один человек?
– В кризисное время многие люди,
которые могли бы быть лидерами,
«скатываются» на роль менеджеров
и указывают другим, что делать, чтобы «остановить кровотечение» и
остаться на плаву. Они посвящают
все свое время ежедневному «тушению пожаров» и не могут подумать о
будущем или составить долгосрочный план выхода из кризиса. Нам
нужны лидеры, обладающие мужеством, чтобы предсказать лучшее
будущее и построить курс на него с
конкретными целями для выхода из
кризиса.
Может ли это быть один человек?
Да. Но это очень редкий человек, знающий, какую роль – лидера или менеджера – сыграть в нужное время, а
большинство так и «застревает» в роли менеджера.
– Как отличить руководителялидера
от не лидера?
– Не лидер никогда не уделяет время тому, чтобы искать хорошее. Не
лидер всегда идет в офисы или на
производство в поисках проблем – и
находит их. Лидеры выделяют в своем графике специальное время, чтобы искать хорошее, а найдя его, не забывают признать заслуги людей, которые что либо делают хорошо. У не лидеров на это никогда нет времени.
Если лидер позаботится о сотрудниках, сотрудники позаботятся о процессах. Не лидеры не понимают этот
принцип.
– В каких руководителях (тип,
манера, навыки, качества) и лидерах
нуждается компания в кризисные
годы?
– Лидерам нужно принимать непопулярные решения, которые позволят компании двигаться вперед, и
поддерживать менеджеров, выполняющих эти решения.
Лидер прибегает к приемам авторитарного командования, участвует в командной работе и делегирует задачи по мере необходимости,
в зависимости от конкретной ситуации.
И лидеры, и менеджеры должны
уметь слушать, так как у работников
часто бывают хорошие предложения,
которые могут помочь компании
выйти из кризиса. Они должны уметь
рисковать и добровольно вызываться решать те проблемы, пока другие
уклоняются от таких рисков, боясь
потерпеть неудачу.
Лидеры развивают в себе навык
выходить на рабочие места и зада
вать вопросы, чтобы познакомиться
с ситуацией. Они должны осознать,
что работники каждый день, каждый
час имеют дело с определенной проблемой, у них есть голова на плечах,
чтобы выработать возможные решения, и к их мнениям стоит прислушиваться.
По настоящему хорошие лидеры
никогда не просят работников сделать то, что сами не готовы исполнить!
– Где компании взять таких людей?
– Сначала поищите в своей организации людей, которые отвечают следующим критериям:
пользуются уважением у коллег по
работе;
задают много вопросов, иногда
критически оценивают действия нынешних лидеров;
заходя в помещение, выглядят уверенно;
продолжают свое образование;
«пачкают руки», реализуя проекты
по улучшениям.
Не нужно выбирать людей, которые соответствуют следующим критериям:
пользуются всеобщей любовью;
недостаточно гибкие, сопротивляются изменениям;
демонстрируют плохие привычки;
не знают, как рассматривать проблемы в контексте возможностей для
улучшения;
никогда не просят о помощи.
– Как неформальный лидер способен
помочь компании в кризис?
Кто и как может провести с ним
соответствующую работу?
– Хорошие лидеры знают своих сотрудников и могут определить, за кем
пойдут работники в отсутствие указаний сверху. С такими людьми можно работать, «выращивая» из них будущих лидеров, или можно оставить их на прежнем месте, где они также
смогут сделать очень многое с помощью лидера. Ищите этих неформальных лидеров; дайте им знать, что вы
доверяете их суждению; признайте,
что вам и вашей компании необходимо, чтобы они направляли в нужную
сторону других работников, когда те
будут сомневаться в том, куда двигаться дальше. Вам также потребуется определить, как вознаграждать не
формальных лидеров, как дать им понять, что вы цените их работу с другими сотрудниками.
– Можно ли воспитать в себе лидерские
качества? Какова роль харизмы,
где ее взять? Есть ли в кризис
вообще время на такое самовоспитание?
– Да, в кризис у лидеров есть время
на самовоспитание. О харизме и уверенности в себе вы можете судить,
когда дома смотритесь в зеркало. Нравится ли вам то, что вы видите? Не вес
или рост, а то, кем вы являетесь? Если
нет – измените это. Каков ваш личный
профессиональный стратегический
план? Посмотрите на три года вперед
и решите, какую должность и где вы
будете занимать. Спланируйте, какие
действия позволят вам достичь этой
цели. Сохраняйте положительное ми
ровоззрение, даже если сейчас дела
идут не очень хорошо. Если у вас будет негативное мировоззрение и не
будет уверенности в себе, никто не
пойдет к вам в команду и не захочет
помогать в достижении целей, важных
для вас и вашей компании. Сохранение позитивного отношения и уверенности в себе – ключ к успешному лидерству. Лидеры должны понять, что
их «отношение определяет их высоту» в организации.
СПРАВКА О КОМПАНИИ
Бережливое производство (Lean production, TPS, кайдзен – стройное, рачительш
ное, линшпроиз водство) – одна из самых популярных систем современного
менеджмента. принципы бережливого производства строятся на сокращении
всевозможных издержек, за счет чего компания имеет возможность получить дош
полнительную и немалую прибыль.
ГК «оргпром» – ведущая российс кая компания, предоставляющая полный
спектр услуг по устойчивому развитию производственных систем, освоению
бережливого производства www.orgprom.ru.
|