Ежегодно на мировом рынке появляется более 100 тыс. видов продукции с различным жизненным циклом. Только один этот факт заставляет производителя упаковки искать новые форматы и разрабатывать новые свойства упаковочных материалов. П. Д. Вылегжанин, генеральный директор компании «Элопак» в России и странах СНГ,
поделился с нашей редакцией своим видением перспектив упаковочного рынка и не только…
– Какие тенденции российского
и европейского рынка упаковки являются доминирующими?
– Европейский и российский рынки
имеют много как различий, так и общего. Их схожесть заключается в
сильных позициях основного, очень
стабильного вида тары – картонной
упаковки. В Европе этот сегмент достиг определенного уровня и сохраняет свои позиции, составляя около
70 % рынка. В России сегмент картонной упаковки еще увеличивается вместе с ростом рынка.
И на российском, и на европейском
рынке можно выделить появление в
последние годы относительно нового
сегмента упаковки – пластиковой бутылки (ПЭТ), которая, как любой но-
вый продукт, активно занимает свою
нишу. В Европе этот процесс начался
раньше, чем в России, и темпы роста
сегмента снизились, в России же его
рост продолжается.
– Как Вы оцениваете потенциал
российского рынка упаковки? Какие форматы упаковки, на Ваш
взгляд, являются наиболее перспективными?
– Несмотря на то что темпы роста
отечественного рынка упаковки невысоки, значительные масштабы
российского рынка делают его стратегическим для многих компаний, в
том числе для нашей. Сейчас на отечественном рынке жидких молочных
продуктов идет напряженная конкуренция между мягким полиэтиленовым пакетом, картонной упаковкой,
«к увшином» и ПЭТ-бутылкой.
Мы предполагаем, что в ближайшее
время доля пластиковой бутылки достигнет насыщения и в соотношении
различных видов упаковки наступит
баланс. Ключевые позиции сохранит
картонная упаковка, обладающая рядом преимуществ. Среди них:
•• прогнозируемость затрат, так как
цены на древесину более предсказуемы, в отличие от цен на нефтепродукты, которые являются сырьем для
пластиковой упаковки;
•• возобновляемость сырьевого ресурса;
•• экологические преимущества, свя-
занные прежде всего с утилизацией.
Что касается упаковки в пленку, то
на европейском рынке такая упаков-
ка представлена незначительно. Этот
сегмент будет существовать в нашей
стране, так как существует потреб-
ность в недорогих решениях. Тем не
менее процесс замены полиэтиленовых пакетов медленно, но идет и постепенно будет набирать обороты.
Рано или поздно, на наш взгляд, он
уступит свое место более современным упаковочным решениям.
– В настоящее время большое
внимание уделяется вопросам
утилизации упаковки.
– Утилизация картонной упаковки
приобретает все большую актуальность во всем мире. Наиболее перспективной является переработка отходов картонной упаковки в целях
получения вторичного сырья в виде
целлюлозы, полиэтилена и др.
Из вторсырья, прошедшего переработку, можно снова изготовить картонную упаковку или дешевую упаковочную бумагу. Причем, направляя
картонную тару на утилизацию, можно получить при этом обратно какую-
то часть ее стоимости.
В Европе вопросы утилизации вынесены на правительственный уровень. В России этот процесс также
должен получить государственную
поддержку, так как силами отдельных
компаний вести его неэффективно.
Компания «Элопак» наряду с другими крупными упаковочными компаниями принимает активное участие
в работе ассоциаций по утилизации
упаковки.
– Расскажите об эволюции картонной упаковки на примере упаковки компании «Элопак».
– Активное развитие рынка молочной продукции находит отражение и в упаковке.
Самая первая упаковка, появившаяся еще в советские времена, – упаковка традиционного формата – прямоугольной формы с «гребешком».
Следующим шагом стало решение вопросов удобного наливания продукта – сверху появилась крышка, что
привело к значительному повышению удобства использования данного формата. Сегодня в России более
50 % упаковки продается «под крышку», в Европе доля такой тары составляет 80–90 %.
Разнообразные дополнения к форме
упаковки, появление дополнительных
граней, изменение формы «гребешка»,
т. е. придание упаковке отличительных, эстетических свойств являются
современными направлениями совершенствования упаковки. Это уже
апеллирование к эмоциям потребителя. Кроме того, дополнительная грань
может использоваться для передачи
полезной информации о продукте, а
также для его кодировки.
Наряду с распространенными литровыми
упаковками происходит разработка новых форматов, расширение
спектра вариантов объема: пол-литра,
полтора, два и др., формат «мини» для
упаковки объемом 0,5 л. Компанией
«Элопак» уже реализованы три проекта с использованием такого формата в России. Также идет реализация
семейного формата упаковки (на Челябинском молочном заводе).
Если обратиться к системе открываниязакрывания упаковки, то и здесь
представляются широкие возможности для деятельности. Это все более
удобные и необычные конфигурации
крышки, появление облегченных крышек, имеющих более низкую себестоимость, варианты увеличенного размера и диаметра, позволяющие избежать расплескивания, наливать
продукт повышенной вязкости или с
кусочками фруктов, что в свою очередь расширит возможности для создания новых рецептур продуктов.
Процесс разработки новых видов
упаковки не останавливается: сегодня создана упаковка с прозрачными
окнами.
Специалисты компании разделяют
мнение, что для сохранения интереса
потребителя к продукту с течением
времени нужно менять сам продукт.
Этим в компании занимается специальное подразделение, в задачу которого входит поиск новых решений в
области упаковки, сохраняя возможности использования имеющегося
упаковочного оборудования. Инвестируя средства в разливочную машину один раз, переработчик имеет
возможность многократно изменять
облик своего продукта на рынке.
Таким образом, перспективно создание разнообразных форм (картон
имеет высокий потенциал по созданию новых форм) и размеров, отличных от стандартных. Но первоочередной является работа с сырьем: сокращение потребляемой древесины
при сохранении прочностных характеристик и обеспечение снижения
цены продукта на полке.
Здоровая конкуренция стимулирует развитие компании.
– Каковы предпосылки для строительства завода в России?
– Проект развития собственного
производства задумывался нами давно. Решающими стали такие факторы,
как устойчивые позиции компании
«Элопак» на рынке, высокий потенциал российского рынка по сравне-
нию с зарубежным, растущий рынок
свежих молочных продуктов, являющийся нашим целевым сегментом.
Выбор Санкт-Петербурга в качестве
площадки для строительства обусловлен близостью источников сырья (я имею в виду Финляндию),
удобством и качеством транспортных
путей, наличием квалифицированных
специалистов, соседством с москов-
ским рынком.
Общий объем инвестиций в проект
составит более 50 млн евро. Максимальная производительность завода,
исходя из оборудования, установлен-
ного в настоящее время, будет равна
1 млрд упаковок, т. е. предприятие
обеспечит 50%-ный запас к имеющимся объемам. Планируется про-
изводство упаковки для молока и
асептического розлива соков. Открытие состоится в середине лета текущего года.
Источник: журнал "Переработки молока" |