Атлантис-Пак
ENG
О портале Реклама в журнале Реклама на портале Архив номеров Свежий номер Подписка О журнале

АСБК

Просмотр выпуска
Выпуск №12 2017 г.


Архив номеров | Подписка

ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
  • Качественный сыр – основа развития. Все дело в молоке
  • Особенности производства органических продуктов
  • Как открыть магазин сыров
  • Industry 4.0 в упаковочной отрасли: готовы ли мы к изменениям?

    Подробный анонс

  • Видеоролик о журнале "Переработка молока"

    Молочная и мясная индустрия-2018

    НОВОСТИ ПОРТАЛА

    КОНТАКТЫ
    Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

    Редакция:
    Телефон: +7 (499) 267-40-10
    E-mail: barteneva@milkbranch.ru

    Отдел подписки:
    Прямая линия:
    8 (800) 200-11-12
    бесплатный звонок из любого региона России
    E-mail: podpiska@vedomost.ru

    Отдел рекламы:
    Прямая линия:
    +7 (499) 267-40-10, +7 (499) 267-40-15
    E-mail: reklama@vedomost.ru

    Вопросы работы портала:
    E-mail: support@milkbranch.ru

    Молинформ

    Переработка молока

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    Ферментируем молоко пробиотиками

    "О Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Первые подзаконные акты приняты"

    Материал прочитан 92 раза и оценен
    0
    Л.А. Меланевская, исполнительный директор Некоммерческой ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК)

    Федеральный закон № 458-ФЗ ≪О внесении изменений в Федеральный закон ≪Об отходах производства и потребления≫, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ≫ (далее – Закон) установил новую обязанность для производителей (импортеров) товаров по утилизации товаров, утративших потребительские свойства, включая упаковку, осуществлять которую бизнес уже должен был с начала 2015 г. Механизмов ее реализации в виде полного пакета нормативно-правовых актов (НПА) бизнес-сообщество до сих пор не получило. В связи с этим особый интерес вызывают первые из утвержденных нормативно-правовых актов в этой сфере.

    Для реализации данного принципиально нового регулирования Законом предусмотрено принятие более 20 нормативно-правовых актов правительства. По состоянию на середину декабря 2015 г. принято пять подзаконных актов:

  • распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р ≪Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств≫;
  • постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 ≪О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности≫;
  • постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 ≪О порядке взимания экологического сбора≫;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 2491-р ≪О нормативах утилизации отходов от использования товаров (продукции)≫;
  • постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1342 ≪Об утверждении порядка, форм и сроков представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров≫.

    В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 23 Закона производители (импортеры) должны были осуществить уплату экологического сбора за 9 мес текущего года до 15 октября 2015 г., в связи с чем представители бизнессообщества вплоть до часа ≪икс≫ были обеспокоены: если экологический сбор ими не уплачен, означает ли это, что все субъекты регулирования автоматически становятся нарушителями Закона и им грозит штраф за несвоевременную уплату экосбора?

    Усугубляя общую неопределенность, существенную долю беспокойства производителям и импортерам добавило постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 ≪О порядке взимания экологического сбора≫, в п. 2 которого установлено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в следующие сроки:

    – в 2015 г. – до 15 октября 2015 г. (за 9 мес 2015 г.);

    – в 2016 г. – до 1 февраля 2016 г. (за октябрь – декабрь 2015 г.);

    – начиная с 2017 г. ежегодно – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

    Однако вслед за принятием данного НПА последовали разъяснения, опубликованные на интернет-странице Минприроды 20 октября 2015 г. (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/ detail.php?ID=142214): ≪Ввиду решений, принятых Правительством Российской Федерации (совещания у Дмитрия Медведева 01.06.2015 и у Александра Хлопонина 08.09.2015), об установлении в текущем году нулевых нормативов утилизации отходов от использования товаров, что фактически означает освобождение бизнеса от уплаты экологического сбора в 2015 г., по итогам 9 мес 2015 г. необходимость исчисления и уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора отсутствует, как и необходимость декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки (данные о котором необходимы для расчета суммы экологического сбора).

    В отношении необходимости представления производителями, импортерами товаров в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования расчета суммы экологического сбора Минприроды России дает следующие пояснения:

    1. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 ≪О порядке взимания экологического сбора≫ предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в 2015 г. в срок до 15 октября 2015 г. (за 9 мес 2015 г.).

    2. Согласно п. 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных указанным постановлением, расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

    3. В условиях отсутствия утвержденной формы расчета суммы экологического сбора выполнение представителями бизнеса обязательства по ее представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования невозможно. С учетом изложенного производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принят приказ по утверждению соответствующей формы.

    Итак, производители (импортеры) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, включая упаковку, не обязаны уплачивать экологический сбор за 9 мес 2015 г., при этом ответственности за неуплату они не несут.

    Каким же образом рассчитывать сумму экосбора, подлежащего уплате, в будущем?

    Давайте попробуем разобраться.

    Для расчета суммы экологического сбора необходимо знать три цифры в простой математической формуле:

  • объем выпущенных в обращение товаров, подлежащих утилизации, за отчетный период;
  • норматив утилизации, применимый к данной группе товаров;
  • ставку экологического сбора для данной группы товаров.

    Из указанных элементов формулы на сегодняшний день можно рассчитать количество выпущенных в обращение товаров, включая упаковку, за которые будет необходимо уплатить экосбор. Сначала необходимо определить, какие из указанных в распоряжении Правительства РФ № 1886-р товары, включая упаковку, обращаются в вашем технологическом процессе или импортируются, затем определить массу упаковки (в тоннах) и полученное количество умножить на соответствующий норматив утилизации, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 2491-р.

    Следует отметить, что упражнение по идентификации товаров, подлежащих утилизации, включая упаковку, является не самым простым, так как зачастую сложно соотнести материалы, используемые в технологическом процессе, с кодами распоряжения.

    Кроме того, не все производители ведут учет используемой упаковки в килограммах и тоннах, придется какуюто упаковку взвешивать вручную и фиксировать во внутренних системах учета полученные цифры в целях дальнейшей автоматизации процесса.

    Но данное упражнение производителям (импортерам) необходимо начинать, так как постановление о декларировании выпущенных в обращение товаров, включая упаковку, вероятнее всего, будет принято в скором времени, и к 1 апреля 2016 г. производители будут обязаны представить заполненную декларацию о товарах, выпущенных в 2015 г., включая упаковку, в Росприроднадзор (табл. 1).

    Следует отметить существенное снижение нормативов утилизации, которые, напомним, в начале 2015 г. были предложены на уровне 80 %, что вызвало бурную реакцию со стороны производителей и импортеров.

    В течение года различные бизнес-ассоциации, включая РусПЭК, вели активный диалог с регуляторами, разъясняя международные подходы к введению нормативов утилизации, которые во всех европейских странах в предположении наличия переходных периодов (семь лет) устанавливались изначально на минимальном уровне и в дальнейшем постепенно увеличивались. На сегодняшний день представители бизнеса с удовлетво- рением отмечают, что аргументы в отношении нормативов утилизации по упаковке на 2015–2017 гг. были в основном услышаны (конечно, на семь лет переходного периода рассчитывать не приходилось, но априори недостижимых нормативов утилизации на уровне 80 % удалось избежать), однако они обеспокоены, что 2018 г. может принести неприятные сюрпризы, если подход к установлению нормативов не будет прозрачен и достоверен.

    Один из ключевых для производителей (импортеров) подзаконных актов – ≪Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров≫,– позволяющий подставить в формулу оставшийся элемент и количественно определить финансовую нагрузку, не принят до настоящего момента. По имеющейся информации, проект акта проходит межведомственное согласование и ожидается, что он будет принят в I квартале 2016 г.

    В рамках общественного обсуждения ставок экосбора Минприроды провело несколько встреч с бизнес- сообществом, в ходе которых были даны разъяснения по подходу к расчету ставок. Ставки экологического сбора формируются в увязке с нормативами утилизации отходов от использования товаров. В связи с тем что нормативы утилизации на период 2015–2017 гг. устанавливаются не на все группы товаров, ставка экологического сбора рассчитывалась в отношении 36 групп товаров, по которым установлен норматив утилизации (табл. 2).

    В соответствии с положениями Закона производитель (импортер) имеет право осуществлять обязанность по утилизации товаров, включая упаковку, самостоятельно. При этом обязанность по уплате производителем, импортером экологического сбора наступает лишь в том случае, если по каким-то причинам производитель (импортер) товаров, подлежащих утилизации, включая упаковку, не достиг нормативов утилизации.

    Таким образом, уплата экологического сбора является вторичной по отношению к обязанности обеспечить утилизацию товаров, включая упаковку. Однако самостоятельная реализация расширенной ответственности производителя (РОП), установленная законом и предполагающая заключение контрактов с операторами по обращению с отходами на сбор и переработку отходов упаковки, в настоящий момент, к сожалению, выглядит нереалистично.

    Во-первых, ключевые нормативные акты, регламентирующие правила самостоятельной реализации производителями и импортерами РОП, обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в состав которых входят отходы упаковки, механизмы взаимодействия с региональными операторами, операторами по обращению с отходами и др., еще не приняты, следовательно, реализовывать свою ответственность в неопределенном правовом поле без понятных правил игры не представляется возможным.

    Во-вторых, согласно проекту нормативного акта ≪Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы ти- пового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами≫ (далее –проект Правил), опубликованному Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства на сайте regulation.gov.ru в рамках проведения оценки регулирующего воздействия, любая деятельность по обращению с ТКО должна вестись исключительно через региональных операторов, институт которых должен появляться в различных субъектах РФ в течение 2016 г. по мере утверждения территориальных балансовых схем и региональных программ.

    Например, в проекте Правил говорится, что ≪отходы от использования потребительских товаров и упаковки, утратившие свои потребительские свойства и подлежащие утилизации, могут передаваться региональным оператором для утилизации производителям и импортерам таких товаров, их объединениям и иным уполномоченным такими организациями лицам≫ (п. 96).

    Возникает вопрос: а если региональные операторы не захотят передавать производителям необходимые отходы, то каким образом производители будут выполнять свои обязательства самостоятельно?

    Согласно п. 97 проекта Правил, ≪производители и импортеры потребительских товаров, их объединения вправе использовать стационарные и мобильные пункты приема отходов, в том числе автоматы для приема отходов. Производители и импортеры потребительских товаров, их объединения вправе использовать отдельные контейнеры для сбора потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации, расположенные на контейнерных площадках, исключительно по согласованию с региональным оператором≫.

    Вопрос: а если не согласуют?

    Пункт 98 проекта Правил прямо запрещает ≪изъятие отходов из контейнеров в целях передачи их для утилизации производителям и импортерам потребительских товаров, их объединениям≫, что делает дальнейшие шаги по развитию системы самостоятельной утилизации бессмысленными.

    Явные преференции региональным операторам являются лейтмотивом всего документа, цитировать его полностью не является нашей целью, но даже из приведенных трех выдержек из проекта Правил не представляется возможным понять, каким образом производители и импортеры могут осуществлять свои обязательства самостоятельно с 1 января 2016 г., если на практике появление института регионального оператора ранее 2017 г. не предвидится и при этом положения проекта Правил, по сути, налагают запрет на осуществление самостоятельной утилизации производителями (импортерами)? Следовательно, установленная законом функция по самостоятельной утилизации на практике остается формальной, сводя регулирование к чисто фискальной форме.

    В дополнение к сказанному отдельно хотелось бы остановиться на проблеме раздельного сбора ТКО. В соответствии с мировой практикой залогом успешного осуществления РОП является установление ответственности органов власти и населения на уровне федерального и муниципального законодательства за осуществление раздельного сбора. К сожалению, данный постулат не нашел должного отражения ни в тексте федерального законодательства, ни на уровне подзаконных актов. Обращение с отходами ТКО предполагается осуществлять на основе регулируемых тарифов, при этом собственники ТКО, по закону обязанные заключать контракты исключительно с региональным оператором, лишены возможности уменьшать затраты на обращение с отходами путем раздельного сбора, что не позволяет достичь истинной цели регулирования.

    В п. 66 проекта Правил указано, что раздельный сбор ТКО организуется региональным оператором в порядке, согласованном с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района, на территории которого осуществляется раздельный сбор ТКО.

    Последние имеют целью ≪стимулирование предотвращения образования ТКО, максимизацию объема утилизации отходов, снижение опасности отходов для окружающей среды и здоровья людей и уменьшение массы размещаемых отходов≫. К сожалению, механизмов достижения указанных целей в проекте Правил не предусмотрено, так как чья-либо ответственность за осуществление (неосуществление) раздельного сбора не предусмотрена, методы мотивации населения, способствующей увеличению количества раздельно собранных ТКО и уменьшению коммунальных платежей, также не определены.

    Исходя из изложенного, по мнению представителей индустрии, необходимо сделать следующее:

    1. Установить обязанности регионального оператора по передаче отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства и подлежащих утилизации, производителям, импортерам, их объединениям, операторам по обращению с ТКО, а также предусмотреть механизмы осуществления таких обязанностей.

    2. Сформулировать нормы, предусматривающие возможность взаимодействия производителей, импортеров, их объединений непосредственно с операторами по обращению с ТКО.

    3. Предусмотреть ответственность региональных операторов, муниципалитетов, региональных органов власти за осуществление (неосуществление) раздельного сбора отходов.

    4. Предусмотреть мотивационные программы для населения, направленные на развитие и увеличение объема раздельно собранных отходов.

    5. Предусмотреть для производителей (импортеров) возможность осуществлять самостоятельную утилизацию до появления института региональных операторов, а также по мере становления региональных операторов в правовом поле предусмотреть отсутствие дискриминации в отношении производителей, импортеров.

    Производители и импортеры понимают, каким сложным для нашей страны является новое регулирование, в связи с чем РусПЭК готов оказывать экспертную поддержку органам власти и делиться положительным опытом по наиболее эффективному осуществлению РОП.


  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала

    Успешные продажи сыра —  увеличение производстваУспешные продажи сыра — увеличение производства
    В молочной отрасли в последнее время идет острая дискуссия между производителями и переработчиками ...
    Эффективные технологии для мгновенного охлаждения  и хранения молокаЭффективные технологии для мгновенного охлаждения и хранения молока
    Оптимальные технические решения для выполнения новых требований «Технического регламента на молоко ...
    Молокосодержащие продукты  с пролонгироваными срокам и храненияМолокосодержащие продукты с пролонгироваными срокам и хранения
    Современный российский рынок отечественных и импортируемых пищевых продуктов в последнее десятил...
    EKOKOM: решение проблем поточного автоматизированного производства Адыгейского сыраEKOKOM: решение проблем поточного автоматизированного производства Адыгейского сыра
    Адыгейский сыр издавна любим абсолютно всеми, он имеет практически нейтральный, свежий, слегка топ...
    Перспективы молочных интервенцийПерспективы молочных интервенций
    Начало 2016 г. для молочной отрасли РФ стало многообещающим. Многочисленные участники рынка говорят ...
    Фальсификация молока  и молочных продуктовФальсификация молока и молочных продуктов
    Приемы фальсификации молока за последние 2–3 года практически не изменились. Однако появились новые...
    К вопросу классификации и наименования продуктов маслоделияК вопросу классификации и наименования продуктов маслоделия
    Современные условия производства пищевой продукции предопределяют широкое их разнообразие как по сос...
    «Идеальная пара» для «Гербера»«Идеальная пара» для «Гербера»
    В журнале «Переработка молока» № 4 за 2014 г. мы начали обсуждать тему контроля качества молока ...
    ПОИСК ПО ПОРТАЛУ
      Карта сайта

    Наше оборудование создает лучшие продукты

    Молочные сессии

    ОБЗОР РЫНКА
    Зарегистрированных посетителей: 11313


    Получить ознакомительный номер «Экологии производства»

    Молочный союз России

    НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ
    Сообщений: 2
    Последнее сообщение: 25 мая, 11:42
    Сообщений: 2
    Последнее сообщение: 12 мая, 04:49
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 24 марта, 15:12
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 2 ноября 2015, 08:45
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 29 сентября 2015, 15:10

    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ В ФОРУМЕ
    Просмотров: 1520
    Последнее сообщение: 24 марта, 15:12
    Просмотров: 1191
    Последнее сообщение: 12 мая, 04:49
    Просмотров: 902
    Последнее сообщение: 25 мая, 11:42

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения

    © 2007-2017. Издательский дом "Отраслевые Ведомости". Все права защищены
    Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал
    Tue, 12 Dec 2017 15:07:17