В этой колонке я хотела бы поговорить о серьезной тенденции, набирающей силу
на российском рынке, – стремительном увеличении доли сырных продуктов, которая растет
сегодня как у российских производителей, так и в структуре импорта.
Сегодня, когда уже объявлены данные по состоянию
сырного рынка в I квартале
2014 г., и стало понятно,
что ситуация некоторым образом
стабилизировалась, можно сказать,
что подтвердились и многие негативные тенденции, намечавшиеся в конце 2013 г. Главной проблемой, как и
ожидалось, стали попытки потребителя найти на фоне дефицита молокасырья и высоких цен на молочные
продукты дешевую замену натуральным сырам и, как следствие, рост
спроса на сырные продукты.
По данным Росстата, в I квартале
2014 г. производство сырных продуктов в России составило порядка
25 тыс. т, при этом в I квартале 2013 г.
оно было на уровне 17 тыс. т. Таким
образом, рост составил 47 %. Импорт
сырных продуктов в I квартале 2014 г.
вырос более чем в 4 раза и составил
около 13 тыс. т. При этом участники
рынка отмечают, что большая часть
производимых сырных продуктов
вообще не имеет в составе молочных
белков и жиров, а проходит таможню
как немолочный продукт и не учитывается в статистике.
Причем проблема даже не в том, что
производство и импорт сырных продуктов растут – сырные продукты выпускаются во всем мире, хотя вопрос
об их полезности для здоровья –
предмет дискуссионный. Но в нашей
стране значительная часть сырных
продуктов поступает впоследствии в
продажу как натуральный сыр, но по
более низкой цене. Уже сегодня демпинг со стороны сырных продуктов
привел к тому, что наступает «Сезон
большого молока», а увеличения спроса на сыр не наблюдается.
Не было
всплеска продаж на Пасху и майские
праздники, а ретейлеры свидетельствуют о снижении спроса в целом.
Ключевыми причинами перехода
производителей и продавцов на сырные продукты являются требование
покупателями более низких цен и падение спроса на сыры категории
«средний» и «средний+». Значительная часть таких продуктов идет в сегмент HoReCa, а также попадает на открытые рынки. Одной из ключевых
проблем также является тот факт, что
проверить, сыр это или сырный продукт, можно только в лаборатории, а
таких лабораторий не так много в нашей стране. Пищевые технологии в настоящий момент дошли до такого
уровня, что по органолептическим
свойствам определить состав сыра
практически невозможно.
Смещение спроса создает серьезное давление на сырный рынок – добросовестным производителям и импортерам сыра тяжело конкурировать с сырными продуктами, которые
имеют меньшую себестоимость, а
снижение спроса на натуральные сыры сокращает доходность участников
рынка. Такая ситуация может как минимум привести к отказу от производства и импорта качественных сыров среднего класса, а в худшем случае к уходу с рынка ряда игроков. На
фоне экономической рецессии такое
изменение, в свою очередь, приведет
к дальнейшему росту доли сырных
продуктов и повышению конкуренции среди производителей натуральных сыров.
Для того чтобы противостоять негативному сценарию, необходимо
предпринять ряд мер по обеспечению
контроля сырных продуктов. Безусловно, потребителям, платежеспособность которых сократилась, необходимо предоставить продукт, позволяющий им сохранить хотя бы
видимость прежнего потребления
сыра. Однако, во-первых, необходим
строгий контроль государственных
органов как над импортными, так и
над производимыми в России сырными продуктами. Во-вторых, в условиях недостаточной грамотности покупателя необходим жесткий контроль
наименований сырного продукта, который в любом случае должен называться сырным продуктом, а не сыром. И контроль этот должен осуществляться по всей цепочке – от
производителя до магазинной полки.
Возможно, были бы полезны и ограничения на рекламу таких продуктов
или обременение рекламодателя требованием акцентировать внимание
на ненатуральности продукта и давать потребителю необходимые разъяснения.
Возможно, мои предложения могут показаться излишне жесткими и
ведущими к чрезмерному регулированию рынка, но следует понимать,
что реальный кризис в российской
экономике только начинается и тенденции удешевления продукта в скором времени проявятся во всех сегментах. И здесь речь идет уже даже
не о защите российских производителей, а о защите покупателя как такового.
При отсутствии контроля над качеством
и составом молочных продуктов мы рискуем здоровьем наших
сограждан!
Источник: Переработка молока №8 (178), 2014 г. |