Атлантис-Пак
ENG
О портале Реклама в журнале Реклама на портале Архив номеров Свежий номер Подписка О журнале

Просмотр выпуска
Выпуск №6 2018 г.


Архив номеров | Подписка

ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
  • Цифровая цветометрия в контроле качества молочной продукции
  • Разработка технологии кисломолочного продукта, обогащенного белками и растительными полифенолами
  • К вопросу о фальсификации сухих молочных продуктов
  • Модернизация оборудования для производства сухих молочных консервов

    Подробный анонс

  • Видеоролик о журнале "Переработка молока"

    Агропродмаш-2018

    НОВОСТИ ПОРТАЛА

    КОНТАКТЫ
    Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

    Редакция:
    Телефон: +7 (499) 267-40-10
    E-mail: barteneva@milkbranch.ru

    Отдел подписки:
    Прямая линия:
    8 (800) 200-11-12
    бесплатный звонок из любого региона России
    E-mail: podpiska@vedomost.ru

    Отдел рекламы:
    Прямая линия:
    +7 (499) 267-40-10, +7 (499) 267-40-15
    E-mail: reklama@vedomost.ru

    Вопросы работы портала:
    E-mail: support@milkbranch.ru

    Молинформ

    Переработка молока

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    ДМП

    "Профессиональный резерв отрасли: где он создается?"

    Материал прочитан 307 раз и оценен
    0

    Подготовка кадров для молочной промышленности – одна из важнейших отраслевых задач. Северокавказская школа подготовки специалистов является ведущей в стране, пользуется неоспоримым авторитетом в молочной отрасли. Рассказать о том, как удается найти активных, заинтересованных, способных достойно продолжать начатое дело молодых людей, какие трудности встречаются при этом, мы попросили одного из основоположников Северокавказской школы профессора Ивана Алексеевича Евдокимова.

    >

    – Базовые технологии, применяемые сегодня на производстве, уже не столько трудоемкие, сколько наукоемкие. Расширился перечень требований к специалистам. Способна ли существующая система подготовки кадров удовлетворить требования, предъявляемые к ней работодателями?

    – Молодой специалист, придя на современное предприятие, нацеленное на развитие, должен владеть не только современными технологиями, но и иметь представление о том, что возможно будет внедрить в перспективе. Оборудование, которое стоит колоссальных денег, не могут обслуживать случайные люди. Кто будет решать нестандартные задачи, возникающие по ходу технологического процесса? Приглашая на работу специалиста, руководство ждет, что производство получит работника, владеющего новыми знаниями и приемами и способного обеспечить дополнительную прибыль.

    Однако довольно часто приходится слышать упреки в связи с невысоким уровнем подготовки специалистов. Одной из причин может быть непросчитанный, непродуманный переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, которая в мире представляет собой комплексную современную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально- психологические, организационные, экономические аспекты. При переходе на данную систему в нашей стране произошли негативные отклонения. Сегодня мы пытаемся обратить на это внимание, но пока тщетно. Поговорим об этом подробнее. Бакалавриат – это четыре года обучения. Знакомясь с зарубежными стандартами по данному стандарту образования, обнаруживаешь, что ¾ дисциплин там являются специальными и лишь ¼ – общеобразовательными. Отечественная система предусматривает изучение общеобразовательных предметов, а специальные, как правило, сводятся к нескольким учебным часам. Откуда можно получить высокий уровень специалиста-бакалавра? Сегодня преподаватели нашей кафедры самостоятельно, бесплатно проводят дополнительные занятия со студентами, поскольку считают обязательным донести до них самые необходимые знания, что невозможно сделать в рамках урезанного учебного времени.

    К образовательному процессу нужно относиться очень серьезно. В этой связи очень непонятной и ненужной представляется необходимость в «зарабатывании преподавателями денег». Как преподаватель может заработать? Взять хоздоговор? Есть образцово-показательные преподаватели, блестящие ораторы с четко выстроенными лекциями. Это схоже с игрой хорошего актера в театре – обязательно достучится до каждого слушателя. Зачем его заставлять еще каким-то путем «зарабатывать деньги»? Мы либо учим высококлассных специалистов, либо не учим. Сегодня не время ориентироваться на зарубежные университеты. Их системе образования несколько сот лет, формировалась она в других условиях и по другим принципам. Возможно, и наша система образования придет к тому же, но это не может произойти в одночасье. Сейчас только появляются первые ростки.

    Еще одно больное место – это отсев способной молодежи только из-за отсутствия у нее финансовых возможностей, позволяющих продолжить обучение в другом регионе. Это очень пугает. Образование – это не бизнес.

    – Какие еще пути выхода из ситуации возможны?

    – Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) имеет право разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты. Хотя это не всем вузам разрешено, я хочу заверить коллег, что это всем доступно. Нужно бороться за возможность повышения уровня подготовки специалиста, отстаивать свои позиции. Например, один из примеров, когда у нас было принято решение по ликвидации курса, который читался первокурсникам, – «Введение в специальность» в пользу общеобразовательных дисциплин, в частности истории, философии и т.п. Пришлось настоять на курсе «История развития молочной отрасли России». Все студенты имеют самые разные наклонности: кто-то только слушает, кто-то уже сегодня задает массу нестандартных вопросов… Мы должны готовить специалиста-технолога так, чтобы он был готов к работе либо в промышленности, либо в проектном учреждении, либо в научном заведении. Хорошо, если со 2-го, 3-го курсов студент уже определился, куда хочет пойти дальше, тогда мы используем так называемые стандарты «индивидуальной траектории обучения». В этом случае для каждого прописывается программа, подбираются курсы необходимых дисциплин. Это сложно, поскольку не все наши студенты готовы к самостоятельному взвешенному принятию решений. И еще, мы никогда не теряем связь с нашими выпускниками. Часто слышим от них запрос такого характера: «Мы столкнулись с такой-то проблемой и не знаем, как ее разрешить». Конечно, стараемся помочь, но это не всегда возможно. Поэтому сегодня одна из основных наших задач – научить студента (молодого специалиста) учиться самостоятельно.

    – Иван Алексеевич, нельзя не отметить высокий уровень оснащенности кафедры прикладной биотехнологии. Как это влияет на процесс обучения?

    – Еще во время работы на посту директора Института Живых систем мне удалось обосновать необходимость выделения определенных денежных средств из суммы, предназначенной на программу развития и полученной университетом, на при- обретение современного оборудования. Как показало время, это было своевременное решение, поскольку сегодня решать вопросы приобретения оборудования очень сложно. Функционал имеющихся приборов открывает перед специалистами кафедры прикладной биотехнологии самые широкие возможности. Например, с помощью высокоразрешающего микротомографа (стоимость более 350 тыс. евро) для малых животных мы испытываем новые функциональные продукты in vivo, т.е. исследования проводятся на живых подопытных крысах/мышах, употребляющих испытуемые продукты, в режиме онлайн. Специальная методика позволяет во время проведения опыта отслеживать аккумуляцию тех или иных веществ в органах, костях или тканях организма животного. Таких приборов в России всего три, причем только у нас отработаны уникальные методики. Нужно отметить, что для работы с подобными приборами необходима очень высокая компетентность специалистов.

    Приобретая прибор, необходимо понимать, на каких принципах он действует. Как можно заниматься пробоподготовкой, не зная сути процесса работы прибора, не умея трактовать полученные результаты, судить о причинах их искажения? Поэтому перед тем, как приобретать дорогую, сложную технику для своих исследований, нужно задуматься над тем, кто на ней будет работать. Специалист, автоматически исполняющий некую операцию, не понимающий ни физической, ни химической ее сущности, ни целей ее проведения, для нас неприемлем. Всякий полученный результат должен быть осмыслен, объяснен, чтобы стать звеном в достижении поставленной цели.

    Нужно как минимум разбираться в том, что ты делаешь. Высокопрофессиональные специалисты крайне необходимы. В целях успешной эксплуатации приобретенных нами приборов все работающие на них специалисты прошли стажировку (научную школу) за рубежом, например в Дании, Италии и Германии.

    Прибор, который не эксплуатируется постоянно, быстро выходит из рабочего состояния. В то же время применять столь сложную технику для выполнения стандартных тестов просто преступно, крайне важно, чтобы ценнейшее оборудование использовалось с максимальной пользой.

    В настоящее время мы готовимся к новоселью: закончено строительство нового учебно-лабораторного корпуса площадью более 17 500 м2, где будет размещен Институт живых систем, в том числе и наша кафедра прикладной биотехнологии, и базовая кафедра технологии молока и молочных продуктов, выполнены подводки всех технологических коммуникаций, завершается установка мебели и оборудования.

    – В последние годы в молочной отрасли практически на всех предприятиях отмечается дефицит специалистов. А с набором студентов тоже есть проблемы?

    – Недостаточно студентов, так как физика и химия, к сожалению, не самые популярные предметы в современной общеобразовательной школе. Дать хорошее инженерное образование в отсутствие базовых знаний сложно. Недавно, отвечая примерно на тот же вопрос, я сказал, что учиться у нас трудновато. Получая специальность технолога, только химии нужно изучить шесть видов. А ведь сегодня в большинстве общеобразовательных школ этот предмет изучается слабо. Поэтому сдача ЕГЭ по химии многих приводит в ступор. На весь Ставропольский край только порядка 700 выпускников сдавали химию, а такого числа не хватит для поступления на бюджет по всем специ- альностям, заявленным в Ставропольском крае.

    Правда, услышав меня, наши выпускники, работающие в лаборатории, тут же меня поправили: «У нане трудно, у нас интересно учиться. Тот, кто хочет учиться, найдет для себя много увлекательного».

    – Насколько актуально сотрудничество с отраслевыми предприятиями и как оно должно реализовываться?

    – Предприятия в молочной отрасли весьма различаются по уровню технической и технологической оснащенности, да и по отношению к вопросу внедрения инноваций тоже. Многие продолжают работать по традиционным технологиям, не стремясь что-то менять. Но ведь завтра наступит обязательно. Не спорю о том, что классические отечественные продукты востребованы и высококонкурентны. Однако, если ты уже работаешь в молочном бизнесе, должен знать, какие процессы сегодня используются, какие новые технология разработаны, каким путем, не прибегая к различным уловкам, увеличить эффективность производства (например, повысить выход продукции, исключить потери). Это те изменения, которые обязательно придется принять всем.

    Сегодня часто слышны призывы к привлечению производственников для составления учебных программ. В рамках сотрудничества по европейской программе «Tемпус» (TEMPUS), направленной на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах – партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом через проекты межвузовского сотрудничества, СКФУ вошел в Ассоциацию по подготовке специалистов для пищевой промышленности ISEKI. Здесь мы увидели, что главный акцент всего процесса обучения сделан на профессиональную подготовку специалистов. Если же нужно сосредоточиться на исследовательской работе, решать научные задачи – путь в магистратуру.

    Еще один полезный опыт, приобретенный в этом сотрудничестве, касался взаимодействия с промышленными предприятиями: мы привлекли специалистов-профессионалов к составлению учебных программ для реализации принципа практикоориентированности обучения и в целях выяснения ожиданий производства от выпускника. Из опыта в этом направлении у нас сложилось устойчивое мнение о том, что сформулироватчеткие требования наша промышлен- ность может не всегда. Как правило, мы сами предлагаем производственникам несколько различных вариантов курсов обучения, которые можно ввести под конкретное предприятие. Далее из них выбирается тот или иной вариант: нет на вашем производстве мембранных установок – тогда и вашему будущему специалисту допустимо иметь о них достаточно общие сведения; если у вас эти установки работают, то уровень знаний вашего специалиста должен распространяться и на особенности их устройства, и на принцип их работы, он должен разбираться в том, что может произойти, если провести неправильную подготовку сырья и пр.

    Предприятиям необходимо научиться четко формулировать требования к будущему специалисту. Поделюсь нашим опытом сотрудничества с передовым предприятием отрасли.

    АО «Молочный комбинат Ставропольский» победил в федеральном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства лактозы для фармацевтической и пищевой отраслей промышленности. Проект был разработан технологами и учеными совместно с Северо-Кавказским федеральным университетом. За этими фразами совсем не видно того, какая работа этому предшествовала. Более того, может показаться, что грант был выигран очень легко.

    Однако такой масштабный проект – итог работы большой высокопрофессиональной команды. Перед началом участия в конкурсе был дважды выигран грант Минобрнауки России «Инженерные кадры России». В рамках первого проекта на АО «Молочный комбинат Ставропольский» было отобрано 15 специалистов с высшим инженерным образованием, которые прошли обучение по теме «Мембранные технологии» со стажировками за рубежом и на ведущих отечественных предприятиях, работающих по таким технологиям. Это было глубокое погружение в самые современные аспекты мембранных процессов. Параллельно все научные работы аспирантов нашей кафедры проводились на площадках Ставропольского комбината и применительно к его производству. Кроме того, был также выигран второй грант Минобрнауки России по «Импортозамещающим технологиям». В рамках второго проекта обучение прошли еще 15 специалистов комбината с высшим техническим образованием (без повторения специали стов, заявленных в первом проекте).

    Только такие колоссальные усилия, четко сформулированные требования к специалистам, работа по подготовке специалистов позволили соответствовать условиям мегагранта, предполагающего наличие у комбината сотрудников, занимающихся наукой. Без профессиональной, активно работающей команды высокотехнологичное производство невозможно запустить. Даже самого современного зарубежного оборудования недостаточно, в него нужно вдохнуть технологию, сочетающую в себе все мировые передовые достижения в данной области. Говорить о новейших разработках со специалистами предприятия, погруженными в рутинный труд, бесполезно – необходим соответствующий уровень их подготовки.

    Сегодня каждый специалист в команде закреплен за определенным участком и одновременно задействован в принятии коллективных решений. Отмечу, что зарубежные коллеги, с которыми мы пересекаемся, бывают приятно удивлены уровнем подготовки нашей команды и присутствием представителя от науки практически на всех переговорах в рамках работы над проектом. Это показатель высокого профессионализма, совершенно новый уровень организации всего процесса.

    – Какое место должно быть отведено на предприятии вопросу по- вышения квалификации кадров?

    – Если ориентироваться на то, как должно быть, то это обучение в течение всей жизни. Обязательно повышение квалификации, дополнительные программы, выезды на стажировку. Специалист не в состоянии своевременно отреагировать на новые современные вызовы, а ведь появляются новые методы и методики, о которых он просто не успевает узнать. От владельцев и директоров заводов зависит, настроены ли их предприятия развиваться, какие перспективы они видят перед собой. Сегодня по сравнению с прежними временами подход руководителей очень изменился в позитивную сторону.

    На кафедре прикладной биотехнологии нами разработаны новые программы в рамках деятельности факультета повышения квалификации (дополнительные образовательные программы – ДОП). Стараюсь поддерживать связь со всеми нашими выпускниками, обзваниваю их лично, приглашаю на обучение. Рассказываю о сути новых ДОП, о том, что они могут дать предприятию и т.д. Моя позиция – помогать людям учиться, становиться на ноги. Например, на нашей кафедре только докторов наук шесть человек. Мы не мешаем друг другу, а дополняем один другого. Ни один великий ученый не может быть специалистом во всех направлениях. Нашей целью всегда было получение глубоких компетенций в самых различных направлениях, будь то сыроделие, микробиология и др. Причем это должен быть самый высокий уровень компетенций.


    Источник: Переработка молока, №3 (222), 2018 г.
    Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала

    Стандарты определения соматических клеток в молокеСтандарты определения соматических клеток в молоке
    Статья посвящена разработке межгосударственного стандарта на методы определения соматических клеток...
    Особенности использования  патентной информацииОсобенности использования патентной информации
    Вот уже третий год в журнале «Переработка молока» ведется рубрика «Патентная информация». Прежде в...
    Контроль сыворотки и продуктов  на ее основе в современных  условияхКонтроль сыворотки и продуктов на ее основе в современных условиях
    В настоящее время переработка сыворотки переживает новый виток развития. Государственные стандарты...
    Приоритет – организация рентабельного производстваПриоритет – организация рентабельного производства
    ЗАО «Молмаш Комплект» занимается комплексной поставкой и вводом в эксплуатацию линий и молочных зав...
    Вопросы и ответы по внедрению ТР ТС 033/2013Вопросы и ответы по внедрению ТР ТС 033/2013
    Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 9 октября 2013 г. № 67 принят Техническ...
    Молочная индустрия:  пора надеждМолочная индустрия: пора надежд
    Экономическое развитие молочной отрасли, как и других отраслей народного хозяйства, обусловлено мног...
    Логистика молочного дела.  Прогностический взглядЛогистика молочного дела. Прогностический взгляд
    К настоящему времени логистика как наука организационно и научно-методически сложилась и имеет мест...
    Перспективные направления  переработки вторичных молочных ресурсовПерспективные направления переработки вторичных молочных ресурсов
    Мировое производство всех видов молока оценивается в 626 млн т c приростом 1,5 % в год. Производс...
    ПОИСК ПО ПОРТАЛУ
      Карта сайта

    Наше оборудование создает лучшие продукты

    Упаковочные решения TREPKO

    ОБЗОР РЫНКА
    Зарегистрированных посетителей: 11048

    НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 27 мая, 19:07
    Сообщений: 2
    Последнее сообщение: 25 мая 2017, 11:42
    Сообщений: 2
    Последнее сообщение: 12 мая 2017, 04:49
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 24 марта 2017, 15:12
    Сообщений: 1
    Последнее сообщение: 2 ноября 2015, 08:45

    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ В ФОРУМЕ
    Просмотров: 131
    Последнее сообщение: 27 мая, 19:07

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения

    © 2007-2018. Издательский дом "Отраслевые Ведомости". Все права защищены
    Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал
    Mon, 25 Jun 2018 20:47:10