Боева Н.Д.: «Необходимо наращивание объемов субсидирования отрасли – прямые дотации на производство 1 кг молока». «Отсутствие культуры потребления молока в городах сказывается на здоровье россиян»
Наталья Дмитриевна Боева связана с переработкой молока уже много лет. С 2003 года она занимала пост генерального директора фирмы «Калория». В начале 90-х годов это был Стародервянковский молочный завод, являвшийся структурным подразделением Брюховецкого молочно-консервного предприятия. В 1992 году завод превратился в самостоятельное предприятие – закрытое акционерное общество Фирма «Калория». 15 августа 1991 года Наталья Дмитриевна стала его руководителем. Не останавливая производство, вела реконструкцию, строительство, модернизацию, налаживала деловые связи с партнерами и осваивала новые виды продукции.
|
Боева Наталья Дмитриевна, депутат Государственной Думы, член Комитета по аграрным вопросам, Герой труда Кубани
|
Сегодня это предприятие принимает и перерабатывает 200 т молока в сутки, производит 270 видов молочной продукции и 150 немолочной. На заводе круглогодично трудится 780 человек. ООО Фирма «Калория» производит кисломолочные продукты, всевозможные йогурты и творожки, молоко и сливочное масло. Предприятие является единственным заводом в России, выпускающим сыры с белой и голубой плесенью. Это «Рависман», «Колорит», «Кубань-плезир» – элитные сыры с белой плесенью, сыр «Кубанский блюз» – сыр с голубой плесенью.
С 18 сентября 2016 года Наталья Дмитриевна Боева является членом Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.
Редакция портала MilkBranch побеседовала с Натальей Дмитриевной на актуальные для молочной отрасли темы.
MilkBranch: Какая система кредитования, на ваш взгляд, смогла бы помочь сделать прорыв в развитии молочного животноводства и переработки молока?
Боева Н.Д.: Трудно переоценить роль молочного скотоводства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Сегодня, как известно, Россия обеспечивает себя молоком и молочными продуктами лишь на 4/5. По словам главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, дефицит молока в стране составляет порядка 8 млн т. Решить в течение 5–7 лет проблему обеспечения в полном объеме сырьем молокоперерабатывающих предприятий и населения – молочной продукцией возможно только при активной государственной поддержке.
На сегодняшний день предприятия по производству молока получают дотации, субсидии для краткосрочных кредитов, субсидии для инвестиционных проектов, средства на возмещение затрат по строительству и модернизации молочных ферм.
«Если говорить о системе кредитования, которая стимулирует увеличение производства молока, то руководители сельхозпредприятий, занимающихся молочным животноводством, считают, что это должны быть кредиты не более чем под 2–5 % годовых на приобретение племенных животных, строительство и оснащение современных корпусов. Необходимо наращивание объемов субсидирования отрасли – прямые дотации на производство 1 кг молока, и здесь не должно быть никаких условностей: получил молоко – сдал на переработку – получи субсидию».
Но дело не только в кредитах. «Необходима законодательная поддержка производителей продуктов питания в сбыте производимой продукции внутри страны. В магазинах отечественные продукты должны быть представлены на заметном месте и четко позиционироваться». А сегодня мы добровольно уступаем полки своих магазинов импортной продукции, давая ей, а не своей, зеленый свет. Сегодня сети наценками, скидками и штрафами могут легко положить любое предприятие «в свой карман». Идет обнищание перерабатывающих предприятий, а вместе с ними и сельхозпроизводителей.
Кроме того, на государственном уровне нужно координировать и продвижение российских продуктов питания за границу. Мы научились делать качественно, вкусно, красиво, не хуже, а зачастую и лучше других. Почему же не показывать свой товар лицом?
Сегодня мощности предприятий переработки загружены всего на 30-40 %. Помощь в реализации продукции приведет к их полной загрузке без вложения каких-либо дополнительных средств. А на выходе мы получим рост заработной платы и создание новых рабочих мест, увеличение официальной занятости и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в пенсионный фонд, повышение производительности труда и возможности для дальнейшей модернизации.
MilkBranch: Какие меры по поддержке деятельности отечественного машиностроения вам кажутся наиболее действенными? Что уже делается? Что желательно еще предпринять?
Боева Н.Д.: Как отметил на встрече с депутатами Госдумы от партии «Единая Россия» руководитель Минпромторга России Денис Мантуров, в 2016 году в секторе машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности зависимость от импортного оборудования составляла 87 %. Уже сегодня многие российские предприятия выпускают качественное высокотехнологичное оборудование, треть которого идет на экспорт.
Вместе с тем молокоперерабатывающая промышленность России сегодня полностью работает на импортном оборудовании, потому что нет отечественных аналогов, конкурентных по качеству. В связи со скачками курса доллара цена на оборудование и запасные части к нему каждый раз непредсказуема. К тому же сроки ожидания запчастей измеряются месяцами. А что значит для молочников выход из строя оборудования – говорить не нужно.
«Для выпуска востребованной машиностроительной продукции для обеспечения продовольственной безопасности необходима государственная поддержка через субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, на компенсацию процентов по инвестиционным кредитам, нужна поддержка экспорта российского оборудования».
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал предложение о предоставлении специальной отраслевой субсидии в целях стимулирования спроса на машины и оборудование для отечественной пищевой промышленности. Думаю, что эти меры обеспечат рост отечественного производства и сокращение импорта зарубежных станков.
Знаю, что летом правительству будет представлена обновленная стратегия развития станкостроительной отрасли до 2030 года.
Молокопереработчики России очень надеются, что отечественная машиностроительная отрасль в ближайшие годы предложит оборудование, отвечающее высоким современным требованиям. На самих предприятиях немало Кулибиных, которые не только быстро осваивают работу на импортном оборудовании, но и при необходимости совершенствуют его, принося существенную экономию своему предприятию. Их практический опыт может быть тоже использован.
MilkBranch: Как, по вашему мнению, можно решить вопрос с воспитанием культуры потребления молочных продуктов, особенно новых (сыры с плесенью и пр.)? В чем может заключаться роль государства?
Боева Н.Д.: Среднестатистический россиянин сегодня потребляет около 250 кг молока и молочных продуктов в год, что примерно на 100 кг меньше научно обоснованных норм потребления. Отчасти эта ситуация связана с отсутствием у городских жителей привычки пить молоко и есть молочные продукты.
«Отсутствие культуры потребления молока в городах сказывается на здоровье россиян. Необходима большая просветительская работа по информированию населения о том, что натуральные молочные продукты значительно укрепляют иммунную систему организма, повышают работоспособность и физическую выносливость, улучшают настроение». Нужно, чтобы с детских лет каждый человек знал об уникальных лечебных свойствах натурального молока, которое, в частности, выводит из организма токсины и радионуклиды.
Кроме того, считаю важным стимулирование внутреннего спроса на молоко и молочные продукты путем реализации социальных программ разного характера. Одна из них – программа «Школьное молоко», действующая пока в некоторых субъектах федерации, но уже идет обсуждение ее внедрения на федеральном уровне. Благодаря ей многие дети начинают пить молоко и сохраняют привычку потребления молочной продукции на всю жизнь.
Все это должно идти параллельно с внедрением эффективных мер борьбы с фальсифицированной молочной продукцией на рынке. Надо прекратить пугать людей содержанием в молоке гипса. Это же абсурдно! Каждый должен понимать, что предприятия-переработчики, дорожащие своей репутацией, в первую очередь заинтересованы в качестве и безопасности своей продукции.
А новые для россиян продукты надо смелее предлагать посетителям кафе, ресторанов, популяризировать их через дегустации и выставки. Из личного опыта руководителя предприятия, которое первым в России освоило выпуск сыров с благородной плесенью, знаю, что на каждой выставке или дегустации от нескольких человек до десятков посетителей признаются, что у них только что состоялось первое приятное знакомство с этой продукцией.
MilkBranch: Как вы относитесь к вопросу электронной ветеринарной сертификации? Как, по-вашему, введение этой системы отразится на деятельности молокоперерабатывающих предприятий? Как молочным предприятиям с наименьшими «потерями» ввести у себя эту систему?
Боева Н.Д.: Добросовестные переработчики заинтересованы в том, чтобы поставить заслон недобросовестным производителям и присутствию фальсифицированной продукции на рынке.
На сегодняшний день ветеринарные сертификаты в молочной отрасли получают только на сырье. Изначально электронная сертификация задумывалась с целью создания системы глубокой прослеживаемости при производстве и перемещении пищевой продукции. К примеру, взял в руки стакан с йогуртом, просканировал и узнал всю историю продукта – от коровы до магазинной полки.
«Работу по введению ЭВС надо начинать поэтапно, с сырого молока. Нужно присвоить идентификационный номер каждой корове – как в крупных хозяйствах, так и в фермерских, личных подсобных, от которых молоко поступает на переработку, и внести эти данные в систему «Меркурий», которая тоже нуждается в доработке». А еще подготовить кадры, обеспечить защиту информации и прочее. Но сегодня еще далеко не на всех фермах России, а их около 20 тыс., есть интернет и компьютеры.
Одним словом, есть большая вероятность, что к 2018 году эти все проблемы не будут решены. Поэтому электронная сертификация остается одной из самых спорных тем для молочной отрасли. А механизмы борьбы с фальсификатом есть и сейчас. Нужно, по моему мнению, просто ужесточить меры к тем, кто его производит.
Отразится ли она на деятельности молокоперерабатывающих предприятий? Уже посчитали, что внедрение ЭВС повысит себестоимость продукции на 4–5 %. Добавлю, что обязательной ветеринарной сертификации для молочной продукции нет ни в одной стране мира, и эти дополнительные затраты поставят российских переработчиков в менее выгодные условия.
Подготовила Сеничкина А.
|