Сегодня в российской молочной индустрии происходят тектонические сдвиги как в производстве продукции, так и в динамике продаж, а также потребительских предпочтениях. В то время как натуральные продажи большинства категорий в индустрии имеют отрицательные показатели, наметились перспективные тренды, которые могут стать вектором развития производства.
Рассмотрим, какие изменения в ассортименте молочной продукции произошли в первой половине 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом годом ранее.
Изменение спроса
По мнению аналитиков NielsenIQ, в молочной отрасли появилось несколько перспективных трендов, а именно: рост интереса к более жирной молочной продукции, привычка к экономии, а также развитие частных марок и онлайн-рынка.
Несмотря на то что в первой половине 2022 г. натуральные продажи современной молочной продукции (питьевые йогурты, глазированные сырки, творожные десерты и другие) находятся в отрицательной зоне, большинство категорий традиционной продукции, по сравнению с 2021 г., снижение замедлило. Так, пастеризованное молоко вышло в позитивную зону (+0,8 %), продажи сливочного масла и маргарина сократились на 2,3 % по сравнению с 9,7 % годом ранее, сметаны – на 1,9 % против 5,4 %, кефира – на 3,7 % по сравнению с 7,7 %.
Какие же тренды привели к относительному восстановлению продаж? Для каждой категории они свои.
Повышаем жирность?
По данным исследования NielsenIQ, в этом году молочные продукты с более высокой жирностью наиболее популярны среди покупателей, чего нельзя сказать о продуктах с низким процентом жирности. Тренд наиболее заметен в категории упакованного творога: продажи творога с жирностью менее 2 % и обезжиренного сократились в два раза, в то же время продукт с жирностью от 2,1 до 5,5 % лидирует почти во всех российских регионах. В сегменте пастеризованного молока самым покупаемым оказалось молоко с жирностью 6 %, которое уступает по объему продаж только наиболее дешевой категории – 2,5% жирности.
Курс на экономию
Другой причиной изменения потребительского спроса является тенденция к экономии, в том числе за счет нестандартных упаковок. Это покупка продукции либо в маленьких, либо в больших упаковках, что позволяет, в первом случае, сократить средний чек покупки, а во втором – сэкономить в долгосрочной перспективе. К примеру, в сегменте пастеризованного молока большие «семейные» форматы упаковки и маленькие to-go выросли в два раза. Продажи молока объемом от 1,1 до 1,4 л выросли сразу на 37 % в натуральном выражении по сравнению с 2021 г.
В категории упакованного творога самым быстрорастущим сегментом также являются объемные упаковки – весом более 500 г (+31,3 % в натуральном выражении).
Таким образом, большие упаковки обладают серьезным потенциалом для роста.
Актуальность СТМ и онлайн-продаж
Раз уж мы затронули тему экономии, сюда же аналитики относят и перспективность СТМ в молочной продукции. Это еще один тренд, который позволяет купить продукт по сравнительно низкой цене. В среднем продажи молочных товаров частных марок на российском рынке растут на 32 %.
Еще одной причиной изменения спроса и предпочтений покупателя можно считать переход на онлайн-покупки из-за их удобства и широкого ассортимента представленной продукции. Несмотря на то что цены на нее в интернет-магазинах в среднем на 30 % дороже офлайн-покупок, в первом полугодии 2022 г. доля онлайн-продаж в молочной отрасли составила 3,7 %.
На пульсе трендов молочной индустрии
Руководитель отдела продаж молочного направления завода «ТАУРАС-ФЕНИКС» Сергей Чеснов комментирует ситуацию на рынке: «Мы чутко следим за изменениями на российском рынке и хорошо понимаем проблемы производителей молочной продукции, поэтому имеем возможность предлагать решения, актуальные в текущей ситуации. Что касается наметившихся в этом году трендов, то для расширения или смены ассортимента молочной продукции у завода «ТАУРАС-ФЕНИКС» есть большой перечень упаковочно-фасовочного оборудования, работающего с нестандартными объемами упаковки и продуктами с высокой жирностью.
Это упаковочные машины серии ПИТПАК МЖ гигиенического исполнения и версии UltraСlean, работающие с пакетом «подушка», ТРИБЛОКИ, которые производят розлив молока в стеклянную и ПЭТ-бутылку различных объемов, а также роторные машины серии ПАСТПАК, предназначенные для фасовки продукции в пластиковую тару».
Оборудование завода работает на ведущих производственных площадках в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, а также в 65 странах мира. Клиентами компании «ТАУРАС-ФЕНИКС» являются многие ведущие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, включая молочную.
По материалам компании «ТАУРАС ФЕНИКС»
|