Редакция «1001 темы об агропроме» взяла в не совсем формальной обстановке интервью у Лабинова Владимира Витальевича, Директора Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России.
1001Тема: Владимир Витальевич, заканчивается 1015 год, и есть ли какие-то оценочные данные по его результатам?
В. В. Л.: Безусловно, есть. Во-первых, есть абсолютно точные данные по итогам 11 месяцев и, исходя из той динамики, которая сложилась на протяжении года, особенно во втором полугодии, с достаточной точностью спрогнозировать итог декабря не сложно.
Поэтому мы уже можем уверенно говорить, что у нас практически полная самообеспеченность Российской Федерации продуктами птицеводства. В этом году будет произведено около 6 миллионов тонн мяса бройлеров, это восемь процентов прироста по отношению к прошлому году, и таким образом, потребности в этом продукте России мы закрыли. С яйцом благоприятная ситуация была и раньше, текущий прирост этого года еще на полтора процента,
42.5 миллиарда яиц мы произведем до конца 2015 года, и своего пищевого яйца нам тоже хватает. При этом на последней комиссии по отбору инвестиционных проектов мы продолжаем принимать к субсидированию новые инвестпроекты в птицеводстве — в 2015 году было заявлено более 30 новых, строящихся проектов, они добавят производство мяса птицы до 400 тысяч тонн.
То есть, мы вступаем в 2016 год, когда рынок бройлерного производства будет испытывать излишки продукции, и отрасль становится экспортно-ориентированной. Внутри отрасли усилится конкурентная борьба за повышение эффективности — фактор, который способствует снижению цены на потребительском рынке, и при этом Россия потенциально становится экспортно-ориентированной страной.
Что касается свиноводства, то в отрасли наблюдается хорошая динамика, к концу 2015 года прирост производства свинины будет на уровне четырех с половиной процентов — это около 200 тысяч тонн. Суммарно произведем свинины примерно 3.9 миллиона тонн в убойной массе. И уровень самообеспеченности будет более 80%.
Остается заместить сокращающееся поголовье свиней в хозяйствах населения и пока еще существующую небольшую долю импорта. При тех темпах прироста, которые существуют в отрасли, и тех инвестиционных проектах, которые приняты к субсидированию, той инвестиционной активности, которая присутствует в отрасли, мы достигнем ситуации, аналогичной птицеводству, еще где-то через 1.5-2 года.
Более сложная ситуация в молочной теме — есть устойчивый прирост производства молока в секторе сельскохозяйственных организаций — 2.2-2.3%. Это небольшой прирост, он позволяет всего лишь компенсировать уменьшающиеся объемы производства в хозяйствах населения, и суммарного увеличения объема производства мы в этом году не обеспечим.
Импортозависимость сохраняется высокой, самообеспеченность будет на уровне 80%. Но мы рассчитываем, что сложившийся тренд опережающего роста развития в секторе сельскохозяйственных предприятий, сохранится. И все решения поддержки молочной отрасли, принятые в последнее время, создадут в 2016 году благоприятный инвестиционный климат.
Прежде всего, это компенсация прямых понесенных затрат на создаваемые объекты. В этом году таких объектов принято на субсидирование не очень много. Я думаю, что бизнес-сообщество на протяжении всего 2015 года находилось в ожидании, будет ли эта форма поддержки реализована. А она сейчас действительно реализуется, мы создаем прецедент, показываем бизнесу, что государство последовательно в своих решениях.
Более того, у нас есть очень хорошее поручение Президента от октября месяца, которое предписывает правительству увеличить размер компенсации за понесенные вложения в строительство объектов в молочном животноводстве до 35%. И я уверен, что этот фактор будет более интересным, который позволит сделать инвестиции в отрасль еще более притягательными.
Еще один мощный инструмент регулирования рынка, который, надеюсь, будет реализован — маркировка продуктов с использованием немолочных жиров. Это давняя, пока не решенная проблема.
Есть поручение Президента от октября 2015 года, которое российской стороной уже выполнено — Россия инициировала внесение поправок в технический регламент Таможенного союза, которые радикально меняют правила маркировки молокосодержащих продуктов. Мы исключаем использование производных от молочных терминов, таких как «сметанный», «сырный», «творожный» и так далее, это будет недопустимо.
Такие продукты будут именоваться общетехническими понятиями, которые характеризуют структуру и консистенцию продукта, например: «молокосодержащий крем», «молокосодержащая паста», «молокосодержащее суфле» и так далее, на усмотрение производителя. И при этом площадь информационного поля, которое должно отводиться для обозначения наименования продукта и обозначения содержания в нем жира будет составлять не менее одной трети лицевой стороны упаковки.
Лицевая сторона упаковки — это сторона, не контактирующая с продуктом. То есть, по аналогии с маркировкой пачки сигарет. Причем, предложения российской стороны предполагают нанесение маркировки черным крупным шрифтом на белом фоне максимального размера, исходя из площади упаковки, с межстрочным интервалом, не превышающим размер шрифта. Это серьезный ход, который, надеюсь, будет поддержан нашими коллегами по евразийскому пространству, и эта норма будет внесена в Технический регламент Таможенного союза. Это приведет к серьезной дифференциации потребительской полки. Спрос на собственно молочные продукты должен вырасти, спрос на молокосодержащие продукты — резко сократиться.
1001Тема: Спрос на молочные продукты должен отделиться от спроса на молокосодержащие, так как сейчас покупатель не различает эти продукты?
В. В. Л.: Совершенно верно. Рост спроса на собственно молочные продукты повлечет рост спроса на сырье — молоко. Этот фактор будет в пользу повышения цены сырого молока.
И совокупность этих решений позволит изменить ситуацию с привлечением инвестиций в молочном животноводстве. Если все эти решения будут поддержаны на уровне Таможенного союза, то, начиная с 2017 года, у нас будет наведен порядок с молочной продукцией.
Есть еще одно поручение Президента, которое предписывает радикально, на порядок, увеличить размер ответственности за выпуск фальсификата. Конечно, это вряд ли полностью избавит нас от производителей фальсификата, но порядка должно быть больше.
1001Тема: Со стороны и производителей, и переработчиков есть мнение, что молока на рынке достаточно, производители объясняют это низкой ценой, переработчики не жалуются на недостаток молока, имея возможность чуть поднимать цены на качественное молоко. Судя по всему, сейчас не хватает не столько молока, сколько мощностей для его переработки.
В. В. Л.: Это не совсем так. Мощностей по переработке достаточно, в условиях дифференциации полок по маркировке, сырья на переработку будет требоваться явно больше, будет небольшой дефицит, который спровоцирует рост цены на рынке сырого молока — мы, собственно, этого и добиваемся.
Для того, чтобы цена на рынке сырого молока была комфортной для производителя, его должно немножко не хватать. Это стимул для роста производства за счет ценового фактора. Впоследствии, когда рынок станет насыщенным, как с птицеводством, производители будут работать над издержками. А сейчас надо обеспечить прирост.
Цена на рынке сырого молока для его производителей уже на протяжении нескольких лет, 2012-2015, достаточно комфортная. Конечно, существует желание иметь цену, как можно больше. Но с экономической, неэмоциональной точки зрения, на протяжении всего 2015 года, даже во время летнего снижения, цена на сырое молоко была выше, чем в 2014. Поэтому жаловаться на неблагоприятную ценовую конъюнктуру несколько нечестно, неправильно, это какой-то иждивенческий подход. И я бы не стал поддерживать эти тенденции.
Мы должны способствовать росту цены не просто методом «плати больше», а спросом на сырое молоко. А как поднять спрос на сырое молоко через меры технического регулирования, я уже рассказал.
1001Тема: На фоне достижения обеспечения страны мясом, не вызывает ли опасения падение производства по говядине?
В. В. Л.: Сказать, что это нормальное явление, было бы несколько неправильно. Но у нас очень сильно изменилась структура потребления мяса по видам. В советские времена основным мясным ресурсом был молочный скот. И говядина доминировала в общем объеме производимого мяса. Сегодня совершенно не так. На долю говядины в структуре потребления приходится уже менее 20%, и пока, к сожалению, процесс сокращения числа коров в России не преодолен, что сокращает ресурсы для производства говядины. Говядина — это продукт забоя физически изношенных коров и приплода бычков, родившихся от этих коров.
Но, начиная с 2005 года, в России, с эффекта низкого старта, очень неплохо развивается отрасль специализированного мясного скотоводства — прирост поголовья скота в этой отрасли продолжается. И за последние 8 лет доля от специализированного мясного скота в общей структуре говядины возросла в этом году с 2 до 15%. Это хороший прирост. Но надо понимать, что этот продукт несколько выше по себестоимости, это более дорогой продукт. Он требует другого позиционирования и формирования определенной потребительской культуры. И наличие потребителя с достаточными доходами. Поэтому рассматривать возможность ускоренного развития отрасли мясного скотоводства без фактора роста доходов населения, было бы неправильно.
1001Тема: Изменения взаимоотношений с Турцией как-то влияют на мясомолочную отрасль?
В. В. Л.: Практически нет. Турция была серьезным поставщиком фруктов, частично — овощей, рыбной продукции. На рынке продуктов животного происхождения доля Турции была незначительна.
1001Тема: Какие задачи развития Вы видите наиболее актуальными в наступающем 2016 году?
В. В. Л.: Прежде всего, в нормативном регулировании мы должны довести до окончательной реализации все позиции, начатые в виде намерений, еще до принятия конкретных документов, которые бы вводили обязательства государства перед инвесторами. Прежде всего, это поручение о 35% компенсации, которое должно быть формализовано до постановления Правительства.
Предложения по маркировке должны быть доведены до Регламента Таможенного союза.
Мы предполагаем, что, создав такую базу для повышения инвестиционной привлекательности, мы можем надеяться на привлечение инвестиций в отрасль, и тогда возникнет потребность в дополнительных ресурсах скота.
Где приобретать скот? Покупать по импорту можно, но есть физическая ограниченность, нельзя завести больше, чем его есть на самом деле. И поэтому мы хотим вовлечь в процесс организованного товарного производства ресурсы поголовья хозяйств населения.
Мы продумываем сейчас и хотим на протяжении всего 2016 года создать нормативную базу, которая была бы направлена на организацию массового улучшения поголовья скота у населения через метод искусственного осеменения. Цель — получение помесного, облагороженного, улучшенного скота, с последующим выкупом, с компенсацией за счет государства маточного поголовья — телочек для последующего формирования строящихся молочных ферм.
Вот такой механизм — это абсолютно новое направление, которое в рыночной экономике, на государственном уровне, еще не применялось. Мы это обсудили с нашим министром, с экономическим блоком — поддержка есть. И сейчас мы работаем над тем, чтобы представить наше предложение, как проект документа, который на протяжении 2016 года будем согласовывать с министерствами экономики, финансов, утверждать в Минюсте, чтобы вступить в 2017 год с уже узаконенным новым механизмом поддержки использования ресурса скота, находящегося у населения, для последующей комплектации вновь строящихся ферм.
1001Тема: Владимир Витальевич, большое спасибо за интервью. Всего самого наилучшего в наступающем 2016 году!
Источник: 1001tema.ru |