Молоко, сливки, сыр, масло, творог… Молочные продукты любят очень многие, поэтому цены на них не могут оставить россиян равнодушными. Особенно в условиях, когда мировые рынки диктуют тотальное удорожание продовольствия.
Виной тому – если желание вкусно покушать можно вменить людям в вину – непомерный рост спроса. В частности, такие страны, как Индия и Китай, где традиционно молоко не было излюбленной пищей, резко увеличивают объемы потребления. Причиной изменения рациона становится выросший достаток людей и отказ от привычной пищи – так сказать, побочный эффект глобализации. Вот и пьет молодежь из Юго-Восточной Азии молочные коктейли, а их мамы вместо традиционных экзотических деликатесов готовят к семейному ужину спагетти с моцареллой или десерт со сливками.
Но винить только азиатов неразумно, полагает исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов. В ходе состоявшейся сегодня пресс-конференции он уточнил, что в подорожании виноват целый комплекс причин, среди которых аппетиты наших азиатских братьев – не самая главная.
В частности, в России в период с июня 2007 по апрель 2008 г молочная продукция в целом подорожала на 32%. Средняя цена на молочную продукцию летом этого года на 47% превышает прошлогодние показатели, а средняя зимняя цена на молочную продукцию была выше прошлогодней на 70%. По словам В.Лабинова, стоимость одного литра натурального молока для производителей варьируется в диапазоне 8,2 рубля — 10,2 рубля. Эта цена выше, чем в Новой Зеландии, однако немного уступает европейской, — отметил он. Почему произошел такой рост?
Дело в том, что летом прошлого года производство сырого молока в европейской части России значительно снизилось, а европейцы как раз в это время отказались от поддержки сельскохозяйственных экспортеров. Импорт, таким образом, подорожал, а следом вырос в цене и отечественный продукт. Хотя, конечно, молочная промышленность у нас, как и в большинстве стран мира, обеспечивается практически полностью за счет собственного производства. На экспорт эту продукцию производят редко, его доля в среднем составляет всего 8%. В России, правда, побольше – 20%, а в сегменте сыра и сливочного масла и все 40%. Однако молочное производство у нас сейчас активно развивается, и общемировой тенденции к росту цен мы сопротивлялись до последнего. Кстати, Китай и Индия, упомянутые в начале, производят молока больше, чем Россия. Роль же "нахлебников" играют другие страны Юго-Восточной Азии, где потребление молока с нулевых уровней стремительно шагнуло вверх, а производства как не было, так и нет.
У нас потребление, конечно, тоже увеличивается, но не так как в советские времена. Тогда каждый житель страны в год употреблял в среднем 370 кг молока и молочных продуктов. Сегодня такими цифрами могут похвастаться лишь развитые страны Западной Европы, где культура молочного производства развивается столетиями, а благосостояние граждан высокое. В 1990-е годы россияне употребляли лишь 210 кг "абсолютного молока" в год, однако несколько последних лет эта цифра уверено росла. В 2007 г она достигла 260 кг на душу населения, однако из-за вышеупомянутых причин рост, начиная с прошлого лета, замедлился. В первую очередь, замедление коснулось "молокоемких" сегментов, таких, как сыр, масло, творог, йогурты и другие продукты. Обычное питьевое молоко в своем рационе люди сокращают в последнюю очередь.
Что ж, картина, сложившаяся на рынке, ясна. Осталось понять, что происходит с ценами сейчас и попытаться определиться с прогнозом на ближайшую перспективу. По словам В.Лабинова, начиная с апреля рост цен прекратился или минимизировался практически до нуля. И такая ситуация, если ничего не изменится, продлится до осени. Дальнейшие прогнозы можно делать лишь с известной долей осторожности. Однако, как отмечает эксперт, осенью и зимой – в период массового перехода на сухое молоко и дефицита естественного удоя – цены растут. Можно предположить, что так будет и на сей раз. "Удивительно, что никого не волнует разница в цене на помидоры летом и осенью, - размышляет на этот счет В.Лабинов. – Все понимают, что летом помидор растет везде, а вот чтобы вырастить его в холодное время года, надо приложить усилия. Почему в ситуации с молоком все должно быть наоборот?"
Изменения в ценовом тренде ожидаются и в связи с введением нового техрегламента на молочную продукцию. Согласно документу, который вступает в силу 20 декабря, вся молочная продукция разделяется на три категории.
Первая – то, что произведено из цельного натурального молока без каких-либо добавок. Только натуральное молоко теперь сможет носить это имя. Любые добавки сухого молока низводят продукт до степени "молочного напитка". Вторая группа – молочные продукты с добавками других ингредиентов /не более 50% от общей массы/. К ней относятся всевозможные творожки с орехами, йогурт с фруктовыми наполнителями и т.п. И, наконец, третья группа – молокосодержащие напитки. Вот там возможны любые включения – сухое молоко, растительные жиры и т.п. Что выбирать – зависит от возможностей и желания.
Аналогичный техрегламент разработан и подписан и в отношении масложировой продукции – теперь масло на основе цельного молока будет называться маслом, а всевозможные спреды и жировые смеси будут именоваться именно так. Потребителя не должны вводить в заблуждения надписи на упаковке типа "Коровье", "Молочное" и т.п. Если само слово масло отсутствует – приглядитесь, где-то в незаметном уголке мелкими буквами должно быть написано слово "спред". После вступления документа в силу производители лишатся права даже на такой визуальный обман.
По мнению эксперта, все это приведет к дифференциации цен на продукты, сделанные из сухого молока, и натуральные молочные продукты. Можно ожидать, что продукция из сухого молока будет стоить дешевле, но при этом могут подорожать натуральные молочные продукты. "В условиях сезонного производства зимой изготовление продукции из сухого молока неизбежно, - отметил он. - Такая продукция стоить адекватно молоку, наверно, уже не может". Между тем, по словам В.Лабинова, в новом техрегламенте, который должен вступить в силу 20 декабря этого года, параметры к так называемым "молочным напиткам" пока не прописаны. "Введен только термин", - отметил он. Как сообщил В.Лабинов, сегодня состоялась "серьезная встреча в Госстандарте по этому вопросу, который еще будет обсуждаться, но совершенно очевидно, что "молочный напиток" будет стоить дешевле, даже если он окажется таким же по составу".
Эксперт уверен, что доходы населения будут расти сообразно удорожанию продуктов. И люди будут в большей степени ориентироваться на потребление натурального молока. "Это объективная предпосылка для роста стоимости данного продукта на полке, но не предпосылка для роста стоимости на рынке сырья", - отметил он.
Что касается грядущего вступления во Всемирную торговую организацию /ВТО/, то оно, безусловно, лишит государство возможности оказывать сельхозпроизводителям прямую поддержку. Однако отрасль находится далеко не в бедственном положении. Так, зимняя цена была на 70% выше прошлогодней зимней, а сегодняшняя летняя цена - на 47% выше прошлогодней. "У нас в стране уровень инфляции не был ни 40, ни 70%, и в этом смысле молочное животноводство сегодня имеет хорошую экономическую предпосылку для развития", - считает В.Лабинов. Кроме того, присоединение к ВТО повлечет за собой либерализацию финансового рынка. А это означает, что на рынке появятся дешевые и доступные кредиты для сельхозпроизводителей. Возможно, работать и отдавать такие кредиты лучше, чем надеяться на "государево поможение"?
|