Начало 2016 г. для молочной отрасли РФ стало многообещающим. Многочисленные участники рынка говорят о растущем предложении сырого молока. И эти слова подтверждаются официальной статистикой. За I квартал 2016г. валовое производство молока на 1,3% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Данная тенденция наблюдается уже второй год подряд.
И все это с учетом объемов молока, производимого личными подсобными хозяйствами, об особом статусе которых было сказано уже немало. Более подробно стоит поговорить о секторе сельскохозяйственных организаций, который в последние годы демонстрирует уверенный рост. За первые три месяца текущего года сельхозпредприятия РФ произвели 3,62 млн. тонн молока, тогда как в I квартале 2014 года – лишь 3,37 млн. тонн Прирост на 7,4% за год выглядит весьма положительно. В Центральном и Приволжском федеральных округах, которые традиционно являются центрами молочного животноводства России, валовое производство сырого молока растет еще более быстрыми темпами. Наиболее показательными являются Воронежская и Калужская области, демонстрирующие прирост объемов производства молока в 115% по итогам I квартала 2016 года. А за два года (по сравнению с I кварталом 2014 года) прирост в этих регионах составил и вовсе 22 и 33% соответственно.
Воронежская область является одним из лидеров в стране по развитию как аграрно-промышленного комплекса в целом, так и молочного животноводства в частности. За последние два года поголовье коров в области увеличилось на 9,5%, а их продуктивность на 16%. В 2014 году здесь был создан молочный кластер, объединяющий производителей и переработчиков молока, комбикормов, селекционные и ветеринарные организации. При поддержке региональных и федеральных властей данный проект получит большой объем финансирования: до 2020 года планируется освоить 60 млрд. руб. Ощутимые результаты видны уже сегодня. В начале 2016 года была введена в эксплуатацию первая очередь комплекса «Молоко Черноземья» (ГК «Молвест»), а в ближайшее время откроется и вторая ферма. Проектная мощность комплекса составляет 40 тыс. тонн молока в год. Еще одним крупным проектом, на 4,5 тыс. голов КРС, запущенным в недавнее время в Воронежской области, является «Агрофирма Калитва». На территории области расположено предприятие «ЭкониваАгро», входящее в холдинг «ЭкоНива», который является одним из крупнейших производителей молока в РФ. В 2015 году «ЭкоНива» произвела почти 200 тыс. тонн молока. Холдинг планирует строительство собственного перерабатывающего предприятия мощностью 500 тонн в сутки на территории Воронежской области (рис. 1).
В Калужской области развитие животноводства тоже идет полным ходом. При поддержке правительства региона функционирует целевая программа «Создание 100 роботизированных ферм в Калужской области в 2014-2016 годах», направленная на поддержку как крупных, так и малых форм хозяйствования. Поставку оборудования осуществляют передовые компании по производству роботов, в их числе Delaval, GEA, SAC, Lely, в планах которой строительство завода по производству роботов в Калужской области. Проект уже показал свою эффективность: с момента его запуска продуктивность коров в Калужской области выросла на 31,5% (рис. 2).
На фоне растущего предложения товарного молока участники рынка обеспокоены тем, что в этом году цены на сырое молоко и продукты его переработки могут оказаться существенно ниже прошлогодних значений.
В сложившейся ситуации настоящим спасательным кругом может стать проведение государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока, которые наконец-то должны состояться в этом году. Подобные разговоры ходят уже очень давно: эта инициатива активно обсуждалась еще в 2009 году, но тогда дальше обсуждений дело не пошло. Представители молочной отрасли отмечают, что проведение интервенций – необходимая и позитивная мера. Подтверждением тому является пример ЕС и США, где интервенции проводятся государством на регулярной основе и давно доказали свою эффективность. В Европе, где после отмены квот на производство молока в 2015 году, молочный рынок переживает не самые простые времена, в этом году принято решение увеличить объем закупок по интервенциям в два раза: будет закуплено 220 тыс. тонн сухого молока и 100 тыс. тонн сливочного масла. Однако всецело ориентироваться на западный опыт не стоит. В Европе сейчас существует огромный профицит сырья, цены достигли минимальных значений за последние десятилетия. Говорить же о переизбытке сырого молока в РФ на данный момент не представляется возможным, и в ближайшей перспективе ситуация вряд ли коренным образом поменяется. Министерство сельского хозяйства РФ главной задачей, которую призваны решить интервенции, называет сглаживание сезонности производства на молочном рынке, корреляцию закупочных цен. В более глобальном смысле государственные закупочные интервенции должны стать одной из мер поддержки как молочной промышленности в целом, так и сушильной отрасли, которая находится в упадке.
В конце апреля 2016 году в Общественной палате РФ прошли слушания о проведении товарных и закупочных интервенций на рынке молока и молочной продукции, участниками которых стали представители отраслевых союзов, Минсельхоза России и крупнейших производителей молока и молочных продуктов. Минсельхоз на данный момент еще не утвердил четкую программу проведения интервенций, существует лишь концепция, которая вызывает много вопросов. В 2016 году провести закупочные интервенции планируется в июне-июле, а товарные – в сентябре-октябре, тогда как в будущем они будут начинаться раньше, в мае. Механизм требует внесения множества коррективов и уточнений. Существует два наиболее острых вопроса, без ответа на которые сложно рассуждать об успешности проведения грядущих закупочных и товарных интервенций на рынке молока.
Согласно Концепции проведения молочных интервенций, предприятие, реализовавшее продукцию в интервенционный фонд, обязано выкупить ее обратно в случае, если она не будет реализована государственным агентом в ходе проведения товарных интервенций. Период товарных интервенций строго органичен: до ноября. И начаться они могут лишь после того, как рыночные цены окажутся выше установленных пороговых значений. А что если этого не произойдет? Ситуация, при которой предприятиям придется выкупать свой же товар, может стать типичной. Поэтому было бы целесообразно поступить более гуманно по отношению к предприятиям, осуосуществлявшим продажи в молочный ЗГИФ (государственный интервенционный фонд), – продлить сроки реализации интервенционных товаров.
С момента введения продовольственного эмбарго Республика Беларусь стала, можно сказать, монополистом импорта молочных продуктов в РФ. Немного статистики. Физический объемы рынка СОМ и СЦМ без вычета объемов экспорта, которые слишком незначительны, чтобы брать их во внимание, в 2015 году составили 176 и 74,5 тыс. тонн соответственно. При этом доля отечественного производства в этом объеме – 39% по СОМ и 57% – по СЦМ. Тогда как доля продукции из Беларуси – 58 и 41% соответственно. В этой связи возникает вопрос, целесообразно ли проводить интервенции на товарном рынке, где рыночная доля нашей страны ниже, чем у ближайшей страны – поставщика, ничем, по сути, не ограниченного в своих действиях? Или нужно предварительно попытаться как-то ограничить на этот период проникновение на отечественный рынок соответствующего товара? Представители молочной отрасли в Белоруссии получают значительные субсидии и всестороннюю поддержку от государства, что, в конечном итоге, приводит к тому, что цены на белорусские молочные продукты, импортированные на территорию РФ, оказываются существенно ниже, чем на аналогичные товары российского производства. В условиях действующего регламента, общего для всех стран Таможенного союза, реального правового механизма, который мог бы неким образом ограничить импорт, не существует. Тем не менее пути решения нужно искать, потому что ввиду колоссального конкурентного преимущества белорусских молочных продуктов деятельность российских производителей может и вовсе стать убыточной.
Неясным остается и то, каким будет Интервенционное агентство (ИА). Практика проведения зерновых интервенций показывает, что от квалификации и персонального состава ИА зависит очень многое. Будет ли ИА нести ответственность за непрофессиональные действия, приведшие к нереализации интервенционного товара? Требуют разъяснения перечень регионов, где интервенции будут проведены, а также механизм аккредитации предприятий для участия в торгах. Несмотря на несовершенность и даже сырость существующей концепции, большинство заинтересованных лиц выступают за то, чтобы начать интервенции как можно раньше. Ведь в споре рождается истина. Министерство сельского хозяйства обещает окончательно прояснить все детали в ближайшие недели.
Интервенции не являются панацеей, вместе с тем это действенная мера поддержки молочной отрасли, поэтому тот факт, что их подготовка входит в завершающую стадию, является очень обнадеживающим.
Источник: «Переработка молока» № 6'2016 |