«…Было дело – и цены снижали. И текли куда надо каналы, и потом куда надо впадали…», – пел Владимир Высоцкий в своей «Балладе о детстве». Туда ли, куда надо, «текли и впадали» – до сих пор предмет дискуссий, а вот то, что цены снижали, – это факт.
Весенняя традиция
Снижение цен, объявленное в СССР 60 лет назад – с 1 апреля 1953 года, нередко называют сталинским. Да и благодарные покупатели, уходя из магазинов с сумками, полными разнообразной снеди, враз подешевевшей на 10 и более процентов, с благодарностью повторяли имя Сталина. А между тем к тому времени тело отца народов уже более трех недель покоилось в мавзолее по соседству с мумией вождя мирового пролетариата. Дело в том, что именно при Сталине снижение цен стало доброй весенней традицией, нарушать которую новый руководитель страны Георгий Маленков не осмелился.
Все предыдущие снижения цен проходили именно весной – 10 апреля 1948 года, 1 марта 1949-го, 1 марта 1951-го, 1 апреля 1952-го… Только самое первое послевоенное снижение цен прошло зимой – в декабре 1947.
Сталин считал систематическое снижение цен «самым мощным средством воздействия на промышленность с требованием повышения производительности труда, улучшения качества продукции».
Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР был выполнен досрочно – за четыре года и три месяца. Значительно выросло производство зерна, мяса, масла, хлопка, льна, шерсти. Последовательное снижение цен, осуществляемое одновременно с наращиванием объемов производства, давало ощутимое повышение уровня жизни населения. Выражаясь лозунгами тех лет, жить становилось лучше, жить становилось веселее.
Но немало, впрочем, было и тех, кто считал всеобщее ликование неуместным, а пропагандистские отчеты не соответствующими реальному положению дел. Открыто возмущаться в ту пору себе дороже, и люди высказывали свое «фи» анонимно.
Вот выдержка из доклада Управления пропаганды и агитации ЦК, сделанного два года спустя – по результатам снижения цен, проведенного в марте 1949 года: "В Москве, Ленинграде, Риге, Ростове и других городах агитаторам были заданы вопросы. Почему не снижены цены на сахар, мыло, керосин, кожаную обувь? Не будет ли увеличена квартплата? Хватит ли товаров для продажи по новым ценам? Почему недостаточно снижены цены на хлеб, муку, растительное масло? Часть женщин выражает неудовлетворение большим снижением цен на водку».
Худо ли бедно, но цены на товары массового потребления в результате пяти послевоенных укрощений снизились более чем в два раза. Шестое же их снижение, проведенное 1 апреля 1953 года, стало самым крупным – прямая выгода населения составила 53 миллиардов рублей в расчете на один год.
На деликатесы спрос повысился
Глаз радовали не только новые ценники в магазинах, но и счета в столовых, кафе и ресторанах, которые также заметно «полегчали».
Довольны были не только покупатели, но и представители торговли. Вот что, например, рассказал корреспонденту журнала "Советский Союз" (№5, 1953 год, стр.19) директор московского магазина "Гастроном №1" по итогам первых пяти дней работы по новым ценам: "Особенно повысился спрос на продукты высших сортов и деликатесных изделий. Ежедневно мы продаем теперь на несколько тонн больше высокосортных хлебобулочных и мясных изделий. Продажа ветчины по сравнению с мартом увеличилась вдвое, животного масла в полтора раза. Деликатесных сортов рыбных изделий – балыков, семги, лососины, зернистой икры и т.п. – продано вдвое, а различных вин - втрое больше, чем за то же время до снижения цен».
«Значительно повысился спрос на шоколадные конфеты, пирожные, торты и другие кондитерские изделия, – продолжает директор «Гастронома №1». – Особенно много магазин продал за эти пять дней фруктов, цены на которые, как известно, снижены наполовину. Вместо полутора тысяч штук лимонов магазин каждый день продает теперь до 8 000 лимонов. В таком же примерно объеме увеличилась продажа апельсинов, а яблок – в 2-3 раза".
И такая картина, как отмечает корреспондент «Советского Союза», «характерна для всех торговых предприятий страны».
Спрос приводит к дефициту
Тем не менее, как показали последующие события, именно снижение цен, проведенное 1 апреля 1953 года, было чрезмерным. В среднем цены были снижены тогда на 10%, но на некоторые продукты – и более. Например, цены на мясо упали на 15%, однако в ситуации, когда мяса и так не хватало, это вряд ли было оправдано. Не имело смысла и 50-процентное снижение цен на картофель и овощи – резко возросший спрос привел к очередям и дефициту.
В то же время далеко не по всем группам товаров удалось не только сравняться с довоенными ценами, но даже приблизиться к ним. Так, стоимость швейных машин после снижения в 1953 году все равно оставалась втрое выше довоенной. Цены на посуду, спички, обувь, ткани, мебель, игрушки и многое другое, по данным Центрального статистического управления СССР, продолжали вдвое превышать довоенный уровень. Особенно занятной выглядела ситуация с детскими игрушками-кубиками, которые, несмотря на всю заботу партии о детях, оставались в 4,5 раза дороже довоенных. Хлеб в 1953 году все еще продолжал быть дороже довоенного более чем в полтора раза, а самая ходовая в СССР рыба – килька и хамса – в полтора-два.
В последующие годы неоднократно проводилось изменение масштабов цен. Процедура была стандартной: Минторг представлял в Совмин списки неходовых и залежавшихся товаров, а также тех, что пользовались повышенным спросом. После этого цены на ширпотреб, затоваривший склады, снижались, а на автомобили и хрусталь, наоборот, повышались. К реальному снижению цен такие операции, конечно же, отношения не имели.
Источник: Interfax.by |