Для объективной характеристики консистенции молочных продуктов в настоящее время используют различные методы: механический, органолептический, химический.
Не исключая необходимости проведения органолептической оценки консистенции и признавая ее как базовую, следует отметить, что для экспрессного получения необходимых, воспроизводимых и относительно легко стандартизируемых данных в настоящее время применяются инструментальные методы оценки консистенции молочных продуктов. Изучение СМХ вязко-пластичных продуктов стало элементом лучшего понимания их консистенции и позволило сделать определенные шаги на пути решения проблемы ее регулирования на всех стадиях производства. Регулирование осуществляется путем контроля параметров на соответствие определенным требованиям, от которых зависит качество и потребительская приемлемость молочных изделий. Современная молочная индустрия требует не только метрологического контроля консистенции готового изделия.
Но и необходимой информации о сырье, наборе компонентов рецептуры, параметрах технологических методов, позволяющих целенаправленно действовать в процессе обработки сырья. При этом необходимо установление взаимосвязи инструментальных и органолеп — тических показаний, что позволит эффективно управлять качественными характеристиками, в частности консистенцией готовых изделий, например мороженого по СМХ.
Для промышленности необходимо выбрать такой метод определения СМХ, который позволил бы измерять свойства слабо структурированных, вязко-пластичных и практически твердых систем, образующихся при производстве мороженого.
Наиболее полно по всему объему характеризуют консистенцию пищевых продуктов, в том числе и мороженого на различных стадиях его производства сдвиговые характеристики. Рассмотрим методы определения СМХ наиболее часто используемого сырья при производстве мороженого.
Молоко. Первоначальным сырьем для производства мороженого является молоко, которое представляет собой сложную полидис — персную систему состоящую из дисперсионной среды — вода (83- 89%) и дисперсионной фазы — жир, белки, газы и т. д. (17-11%). Вязкость молочных продуктов предполагается считать состоящей из вязкости дисперсионной среды и величины ее приращения вследствие образования структуры за счет дисперсной фазы:
Т| = 0,069 ■ 10-"1 ехр(190007′* /Я){(1 + 4,5Кдф) +
+ !,67{|"ехрГ38007^ /Я)-1]},
Где Т… избыточная обратная абсолютная температура, 1/К; Я — универсальная газовая постоянная, 8,3 /4 Дж’(моль-К); Кдф — объемная концентрация дисперсной фазы, лЛ’Чг т. е. безразмерная величина, выраженная в Оолях единиц. Уравнение перед фигурной скобкой, характеризует изменение вязкости воды в зависимости от температуры; 4,5Упф — поправка на дисперсную фазу; второй комплекс в фигурных скобках учитывает приращение вязкости за счет структуры, которая исчезает после механического воздействия на, молоко.
У концентрированных молочных продуктов структурная составляющая вязкости так существенна, что вязкостью дисперсионной среды можно пренебречь. Структурной составляющей присущи предельное напряжение сдвига (ПНС) и аномалия вязкости.
Дисперсная фаза молока состоит в основном из содержания жира и белка, которое колеблется соответственно в следующих преде
лах от 0,5 до 6% и от 2,8 до 6%. В. Д. Косой и М. Ю. Меркулов определили вязкость молока на ротационном вискозиметре Брукфильда с различным содержанием белка (Б) и жира (ф) в зависимости от температуры.
Криволинейные зависимости изменения вязкости молока от температуры в прямолинейных шкалах, а, которые аналогичны и спрямляются в полулогарифмических шкалах. Из анализа графических зависимостей видно. что температура 40 °С является критической, после которой темп изменения вязкости уменьшается. Поэтому определение вязкости молока можно разбить на две зоны: первая — от 0,5 до 40 °С, вторая — от 40 до 80 °С. В первой зоне отмечено, что темп изменения вязкости незначительно зависит от содержания жира и колеблется от 0,028 до 0,0315, при среднем значении 0,03. во второй зоне практически не зависит и равен 0,013. Для решения практических инженерных задач ими предложена следующая зависимость:
Тг = Д72,40ср2 + 26,24£+1)ехр(5-6г’),
Где А — коэффициент, равный 2,21 -10~ъ Па е; ф, Б — содержание соответственно жира и белка в молоке в долях единицы; В — эмпирический коэффициент равный 0,6 для первой зоны температур (0,5+40 °С) и 0,08 — для второй (40+80 °С); Ь — темп изменения величины вязкости от температуры и равный для первой зоны 0,03 и второй — 0,013, С — относительная безразмерная температура равная по абсолютной величине истинной температуре?„ °С
Погрешность расчета по зависимости 2.2 не превышает в основном 2%.
По данным профессора ГЛ. Кука, динамическая вязкость молока, замеренная на вискозиметре Гепплера. уменьшается с повышением температуры до денатурации в нем белков следующим образом: при г = 5 и 10 °С, Т| = 2,96*10"" и 2,47-10 ° Па-с, при дальнейшем увеличении температуры до 80 °С с интервалом в 10 градусов, вязкость будет соответственно равна: (1,73; 1,33; 1,04; 0,85; 0,71; 0.62: 0,57) -10"3 Па-с. В дальнейшем характер изменения вязкости от температуры меняется на обратный, т. е. она увеличивается.
Истинные показания вязкости во многом зависят от типа используемого прибора и его теоретического обоснования. Так, например, при одинаковом характере изменения вязкости молока от химико-технологических факторов, истинные ее значения, замеренные на капиллярном (Гепплера) и ротационном (Брукфильда) вискозиметрах связаны следующим соотношением:
Т|Б = 2,21г|г; (2.32)
Где г]в и г|г — соответственно, значения вязкости молока, определенных на вискозиметрах Брукфильда и Гепплера.
По данным Р. Раманаускаса при увеличении температуры пастеризации с 63 до 100 °С вязкость молока для не разрушенной структуры изменяется от 1.995-10""3 до 2,422-10 "’ и от 1,852-10"3 до 2,147-10~3 Па-с для разрушенной структуры, которая восстанавливается через 15 мин до 1,881-Ю""1 и 2,185-Ю"3 Па-с, Интересно заметить, что при увеличении температуры с 63 до 80 °С и с 85 до 100 °С, вязкость увеличивается всего на 4,5^4.8%, а с 80 до 85 °С — на 11%, что подтверждает денатурацию белков в этом интервале температур.
Вязкость была замерена на ротационном вискозиметре «Реотест», которая отличается по сравнению с данными, полученными на вискозиметре Гепплера, в сторону увеличения почти в 3 раза.
Сливки могут быть отнесены практически как к ньютоновским, так и к неньютоновским жидкостям, в зависимости от концентрации жира. При содержании жира в сливках до 30%, аномалия вязкости проявляется незначительно, что позволяет при инженерных расчетах отнести их к ньютоновским жидкостям. Энергия активации сливок, проявляющих неньютоновское течение, зависит от концентрации в них жира и от градиента скорости. Вязкость сливок во многом зависит от соотношения фракции жира с высокой и низкой температурой плавления, продолжительностью и условиями их хранения. Сливки после созревания перед сбиванием их в масло, имеют большую вязкость. чем не подвергавшиеся созреванию, что аналогично процессу выдержки смеси мороженого перед фризерованием. Исследования были выполнены на ротационном вискозиметре «Реотест».
По данным В. Д. Косого и М. Ю. Меркулова, сливки жирностью до 50% являются слабоструктурированной системой. При содержании жира от 50 до 60% происходит увеличение эффективной вязкости при единичном значении градиента скорости на порядок, примерно в 25-30 раз. Это объясняется структурированными изменениями состояния сливок. Сливки жирностью более 50 и менее 60% относятся к переходной фазовой системе. Сливки жирностью более 60% относятся к вязко-пластичной системе.
Для решения практических инженерных задач по определению эффективной вязкости г| Н], темп ее изменения от градиента скорости у
Принят одинаковым во всем диапазоне переменных предлагаются следующие уравнения:
- для сливок со слабоструктурированной системой
И>ф = I (Г*ехр(0,43 4 7,1 4) ■ у "азд,
- для сливок с вязко-пластичной системой
Л)ф=10-’ехр(2,67^7,56ф)-Г°’46.
Погрешность расчета по уравнениям не превышает 10%.
Смеси мороженого. Профессор П. В. Барановский определял вязкость молочной и сливочной смеси мороженого в интервале температур от 15 до 85 °С. которая менялась, соответственно, от 2,3-10 до 4.3-10"° и от 26.9-10"1 до 3.9-10Па-с, рассматривая ее как ньютоновскую жидкость.
По данным Т. A. Nickerman и P. Sherman, увеличение содержания сахара или концентрации жира вызывает повышение вязкости смеси мороженого, а увеличение размера жировых частиц — уменьшает. Смеси мороженого проявляют аномалию вязкости, которая незначительно уменьшается с увеличением градиента скорости. По данным J1.K. Николаева, вязкость смеси мороженого пломбир сливочный при температуре от 5 до 25 °С с интервалом в 5 °С, при увеличении градиента скорости от 365 до 1312 вязкость уменьшалась всего на 8-10%. При положительных температурах смесям для мороженого присущи весьма малые значения ПНС.
Мороженое. В ходе проведения экспериментальных исследований Ю. А. Оленевым установлено, что с повышением массовой доли стабилизатора и сухих веществ увеличивается предельное напряжение сдвига мороженого. Предельное напряжение сдвига было определено с помощью конического пластометра Ребиндера-Семененко. С увеличением взбитости продукта ПНС уменьшается. Понижение температуры ниже криоскопической вызывает образование кристаллов льда, что приводит к увеличению ПНС.
Установлено, что после фризерования при температуре -4 °С ПНС не превышает 10 Па. При температуре -23 °С ПНС не более 2,35 кПа для молочного мороженого (взбитость 60%). ПНС не более 1,96 кПа для сливочного (взбитость 75%), ПНС не более 690 Па для пломбира (взбитость 90%).
Размеры кристаллов льда определяют основные пороки структуры мороженого: слабоснежистая, снежистая, сильноснежистая, льдистая или грубокристаплическая. Размер кристаллов льда, характер их распределения оказывает решающее влияние на твердость (прочность) его структуры.
С помощью конического пластометра Ю. А. Оленевым и Л. Д. Бду — ленко определена прочность структуры мороженого при хранении. Установлено, что увеличении прочности структуры молочного и сливочного мороженого вызывается в основном дополнительной кристаллизацией влаги, а пломбира — перекристаллизацией лактозы. При хранении мороженого при одной и той же температуре (255 К) значения предельного напряжения сдвига мороженого пломбир меньше сливочного и молочного, соответственно, на 19% и 88%.
При понижении температуры хранения в связи с увеличением доли вымороженной влаги значение предельного напряжения сдвига увеличивается. При температуре хранения 261, 255 и 243 К доля вымороженной влаги в молочном мороженом соответствен но составит 73, 79, 85%, а в пломбире ~ 65. 71, 76%. В результате рекристаллизации влаги происходит снижение предельного напряжения сдвига (ПНС). При хранении мороженого показатель предельного напряжения сдвига может увеличиваться за счет роста размеров кристаллов льда. В период незначительных изменений ПНС эти два процесса уравновешивают друг друга, таким образом твердость мороженого изменяется незначительно. До достижения максимальных значений ПНС в молочном мороженом сохраняется слабоснежистая или снежистая структура. В период уменьшения ПНС отмечается сильноснежистая или грубокристаллическая структура. В пломбире за весь период хранения при температуре 261 К снежистой структуры не установлено. Изменение ПНС при данной температуре связано с появлением и увеличением кристаллов лактозы.
В процессе экспериментальных исследований A. A. Твороговой установлено, что наиболее интенсивно прочность структуры мороженого возрастает в первые 1-1,5 месяца хранения. Наибольшего значения достигает показатель ПНС в молочном мороженом без глазури, хранившемся при температуре 261 и 265 К в глазированном молочном мороженом и в пломбире без глазури — при температуре хранения 261 К. Наибольшее значение ПНС отмечается в глазированном молочном мороженом при температуре хранения 255 и 243 К через 2—4 месяца.
Таким образом, молочные смеси мороженого, в зависимости от концентрации дисперсной фазы при положительных температурах, можно условно отнести к ньютоновским жидкостям, вязкость которых можно измерять на капиллярных и шариковых вискозиметрах. При достижении определенного предела содержания дисперсной фазы продукты становятся неньютоновскими жидкостями и обладают незначительной аномалией вязкости и малыми значениями ПНС. К этой группе можно отнести и смеси мороженого до фризерования при положительных температурах. Определять их реологические характеристики можно также и на ротационных вискозиметрах.
После фризерования смесь становится вязко-пластичной и ее реологические характеристики для разрушенной и неразрушенной структуры можно измерять в основном на ротационных вискозиметрах. Для оценки ее качественной характеристики — консистенции, оцениваемой наиболее чувствительной реологической величиной — ПНС, — можно использовать пенетрометры.
При переходе структуры смеси при минусовых температурах из вязко-пластичного состояния в прктически твердое мороженое в процессе его закала и хранения, консистенцию его можно оценить величиной твердости, которую можно измерять приборами, основанными на методе пенетрации: пласто метрам и, консистометрами, твердомерами, пенетрометрами и др.
Для измерения консистенции мороженого с различной структурой и контроля технических процессов используется в основном сдвиговые характеристики, измеренные вискозиметрическим и пе — нетрационным методами. Поэтому рассмотрим наиболее распространенные реологические приборы, из которых необходимо выделить наиболее перспективные для использования не только в исследовательских целях, но и в промышленности для контроля качественной характеристики — консистенции мороженого на всех этапах его производства.
|