![](/i/cl.gif) |
«Жары больше нет – проблемы остались»
Интервью редакции журнала «Переработка молока»
И. М. Файзуллин, генеральный директор ГК «Аллат»
Сложные погодные условия практически во всех молочных регионах страны не могли не сказаться на рынке молока-сырья. Сегодня и производители, и переработчики молока озабочены вопросами, как удержать ситуацию на молочном рынке под контролем.
Сложившуюся ситуацию комментирует заслуженный работник пищевой индустрии Республики Башкортостан, к. т. н., генеральный директор ГК «Аллат» Ильдар Мунавирович Файзуллин.
– Расскажите, как складывается ситуация с молоком-сырьем, поступающим на перерабатывающие предприятия ГК «Аллат».
– ЗАО «Аллат» объединяет несколько перерабатывающих предприятий в республике Башкортостан. Три крупнейших из них – Стерлитамакский молочный комбинат, Уфамолзавод и Нефтекамский гормолзавод.
Среднегодовой объем переработки молока на этих предприятиях в 2009 г. составил почти 80 тыс. т, то есть около 220 т в сутки. Как и во многих других регионах России, у нас в республике наблюдается серьезный разрыв в объемах «летнего» и «зимнего» поступления молока. Если летом наше крупнейшее предприятие – Стерлитамакский молочный комбинат – принимает до 280 т молока в сутки, то зимой этот показатель снижается до 80 т в сутки.
– Какие факторы влияют на формирование цены на молоко-сырье? Какова динамика колебаний цен в сложных климатических условиях 2010 г.?
– Основные факторы, влияющие на формирование цены, это, конечно, баланс спроса и предложения. Цена может значительно колебаться как из-за природных факторов, так и из-за общей конъюнктуры на российском и мировом рынках. Во многих соседних регионах практикуются дотации для производителей и переработчиков молока – они защищают и производителей и переработчиков молока от резких ценовых колебаний и обеспечивают стабильное поступление сырья на перерабатывающие предприятия. Но в нашей республике эта практика пока не нашла применения.
Если говорить о цене на сырое молоко нынешним летом, то здесь складывается следующая картина. За три летних месяца средняя цена на сырое молоко выросла на 25 %. И если в июне мы еще наблюдали традиционное (хотя и незначительное) летнее сни-жение цены (около 5 % от средней цены мая), то уже к началу июля ситуация поменялась на противоположную. В результате за июль месяц цена на сырое молоко выросла больше, чем на 11 %, а в августе – больше, чем на 12 %. Контракты на поставку сырого молока на сентябрь мы подписываем уже с ростом в 22 % от августовских цен.
– Как это все может отразиться на работе перерабатывающих предприятий?
– На перерабатывающих предприятиях такая ситуация скажется, безусловно, не лучшим образом. Мы не успеваем оперативно реагировать на повышение цен на сырое молоко.
Здесь сказывается как сложившаяся практика предварительного оповещения партнеров – ритейлеров об изменении цена, так и давление со стороны правительства и контролирующих органов, пытающихся сдержать рост цен на готовые продукты. И, если ситуация с ритейлерами поддается корректировке – они понимают, в каком сложном положении оказались производители молочных продуктов и готовы пойти нам навстречу в обмен на гарантии постоянного бесперебойного обеспечения их магазинов готовой продукцией, то социальные аспекты этого вопроса, безусловно, нуждаются в правительственной поддержке.
Если вернуться к темпам роста цен на сырое молоко, которые за летние месяцы составили около 25 %, то повышение цены на готовую продукцию всего на 10–12 % при размере составляющей сырья в себестоимости продукции на уровне 70–87 % кажется просто смешным.
Отдавая себе отчет в социальной ответственности наших предприятий, мы несем прямые убытки, сглаживая ценовые скачки на рынке сырья и не давая им быстро отразиться на ценах продуктов на прилавках магазинов.
И, конечно, поддержка правительства и ритейлеров в этой ситуации помогла нам с меньшими потерями пережить этот сложный период.
Кроме того, в ситуации с дефицитом сырого молока мы вынуждены кредитовать сельхозпроизводителей для создания устойчивой сырьевой базы. А наши покупатели (те же ритейлеры) рассчитываются за нашу продукцию с отсрочкой в 10–20 дней.
Таким образом, с одной стороны, мы сталкиваемся с потерей рентабельности производства из-за разрыва в темпах роста цен на сырое молоко и готовую продукцию, а с другой стороны – с разрывом между платежами за сырое молоко и поступлениями денег за готовую продукцию.
И, чем сильнее дефицит сырого молока и рост цен на него, тем эта ситуация становится сложнее для производителей молочной продукции.
В этом положении нам крайне сложно изыскивать финансовые ресурсы для создания необходимых резервов на зимний период, и, к сожалению, мы можем столкнуться с ситуацией, когда нам просто не из чего будет производить готовую продукцию.
Сегодня на наших предприятиях производится около 120 наименований молочной продукции. И качество, да и сама возможность производства многих из этих продуктов, напрямую зависят от количества и качества поступающего молока. Например, уже сейчас, в самый «молочный» период года, мы практически прекратили производство такого популярного продукта, как сыр Адыгейский.
Под вопросом стоит и возможность выпуска некоторых творожных десертов – нам уже просто не хватает на них сырья. Из-за нестабильного качества молока (в частности, из-за низкого содержания белка) малорентабельным становится производство такого популярного, социально значимого продукта, как творог. Также резко снижается (или даже сходит к нулю) рентабельность производства пастеризованного и ультрапастеризованного молока.
А для производства последнего, зачастую, просто не хватает сырья необходимого качества. То есть проблемы от последствий засухи мы ощущаем уже сегодня, и нет уверенности в том, что они не усилятся в осенний и зимний периоды.
– Какими видятся перспективы производства молока-сырья на осенне-зимний период?
– К сожалению, сложившаяся погодная аномалия не дает возможности говорить о скором исправлении ситуации с сырым молоком. Большая часть посевов (в том числе и кормовых культур) как в нашем регионе, так и в соседних, либо погибла, либо дала гораздо меньший, чем планировалось, урожай. То есть кормами на зиму большинство наших хозяйств еще не обеспечено.
Конечно, сейчас ведется активная работа по завозу кормов из регионов, не так сильно пострадавших от засухи, но полностью ситуацию это не исправит. Недостающие корма будут закупаться и завозиться по гораздо более высоким, чем планировалось, ценам, и нет уверенности, что они будут заготовлены в требуемом объеме. И цена кормов, и их нехватка, безусловно, негативно скажутся на объемах и ценах на сырое молоко в осенне-зимний период.
– На Ваш взгляд, какими действиями можно поддержать конкурентоспособность отечественного производителя и переработчика в настоящий момент?
– Молочная отрасль в целом в этом году оказалась в достаточно сложной ситуации. И, конечно, проблемы с сырьем не служат повышению ее конкурентоспособности. И для исправления ситуации остро необходима государственная поддержка как производителей сырого молока, так и его переработчиков. Выше уже упоминались дотационные программы, которые поддерживают местных игроков рынка во многих регионах России. Возможно, что реализация такой программы на федеральном уровне защитит участников молочного бизнеса и позволит укрепить конкурентоспособность отрасли в целом. Также могут хорошо повлиять программы на положение в отрасли программы субсидирования на закладку резервов. Это не только поддержит производителей молочных продуктов, но и обеспечит социальную стабильность в нашем государстве, защитив население от лавинного роста цен на готовую продукцию и перебоев с ней.
Предыдущие интервью:
Цели и причины создания, современные задачи и перспективы работы Молочного союза России. В.В. Лабинов - исполнительный директор РСПМО
«Зеленая технология» в производстве заменителя молочного жира. Ю.А. Султанович - директор холдинга «Солнечные продукты»
Обещание, которое нужно выполнять каждый день
Бренд – это символ доверия
Задачи для совместного решения
|