|
«Молочная индустрия» ждет гостей
В преддверии начала работы Международного форума «Молочная индустрия-2011» редакция журнала встретилась с В. В. Лабиновым, исполнительным директором РСПМО.
– Владимир Витальевич, форум «Молочная индустрия» стал главным событием отрасли. В чем Вы видите залог его успешности?
– Еще в самом начале работы по организации форума Молочный союз ставил задачу уйти от традиционной формы выставок, таких как «Продэкспо», World Food, и выбрал в качестве стратегии курс на создание технологической выставки, демонстрирующей процессинговые, маркетинговые, упаковочные решения. Уже в тот период было очевидно, что для отрасли не столь важна демонстрация возможностей ассортиментного выпуска продукции перерабатывающими предприятиями, сколь востребована информация технологического содержания. Мероприятие должно было стать интересным и полезным не посетителю с улицы, а специалисту отрасли. Форум «Молочная индустрия» должен был стать инструментом продвижения всех идей, товаров и услуг, которые имеются на рынке к моменту его проведения.
Таким путем разрабатывалась концепция форума «Молочная индустрия» – специализированного мероприятия, аналогичных которому в отрасли с начала 2000-х гг. не было.
Поставленная задача была успешно решена, чему способствовала, конечно, и специфика формирования деловой программы форума. В ходе проведения конференций отраслевые проблемы рассматривались глобально, в более широких рамках. Важно было показать специалистам, как выглядит молочный мир за рубежом, каково в нем место России. Например, освещались вопросы производства молока и молочных продуктов как в России, так и во всем мире, определялись мировые тенденции развития отрасли, проводился анализ, строились прогнозы для отечественной отрасли. Эта традиция успешно развивается и в настоящее время. Вся информация аккумулируется в ежегодниках, выпуск которых приурочен ко времени проведения форумов. Сегодня любой заинтересованный специалист отрасли при желании имеет возможность свободно оперировать данными о состоянии производства и переработки молока как в России, так и в мире.
Нужно отдать должное руководству компании «Вимм-Билль-Данн» того времени, так как именно оно позволило в рамках технических туров открыто демонстрировать закрытые ранее для сторонних специалистов производственные площадки (Лианозовский, Царицынский молочные комбинаты, Завод детских молочных продуктов и т. д.). Открытость, вызывавшую только восторженные отзывы посетителей, всегда демонстрировал Обнинский молочный завод. Проведение экскурсий на эти предприятия в рамках Форума стало также инструментом привлечения потенциальных участников.
В настоящее время тематика международного форума охватывает все бизнес-процессы отрасли. На выставке представлены оборудование и технологии, инжиниринг и пищевые ингредиенты, упаковка, клининг и санитарная обработка и др.
Конечно, существует еще ряд направлений, которые только планируется представлять в рамках форума. Это, например, вопросы молочного животноводства, в частности вопросы эксплуатации молочного стада, кормопроизводства и др. Начиная со следующего года мы планируем, взаимодействуя с конструктивными общественными организациями, сформированными производителями молока, внести этот блок вопросов в программу Форума, что наверняка дополнительно привлечет участников и гостей.
– На Ваш взгляд, в чем причина сокращения числа выставочных мероприятий и их укрупнения?
– В этом процессе есть определенная логика. Законы конкуренции работают и в выставочном мире: более грамотно выстроенные мероприятия выживают и развиваются, а неэффективные уходят.
Многие потенциальные участники форума – производители какой-либо продукции или услуг работают на смежных рынках. К примеру, производитель упаковочного оборудования предлагает его как для молочной, так и для мясной и масложировой отраслей. Отрасли объединяет общее сырье, позиционирование на торговой полке. На мой взгляд, там, где есть разумное совпадение интересов, нужно объединять аудитории. Поэтому «Молочная Индустрия» проходит параллельно с такими выставками, как «Мясная Индустрия», «Индустрия упаковки», «Холодильное оборудование для пищевой промышленности» и «Индустрия замороженных продуктов». В этом году присоединяется также и выставка Ingredients Russia. Пока это попытки роста в ширину за счет привлечения смежных тем, и только время покажет, насколько логичным является такое сотрудничество.
– Программа мероприятия традиционно отличается разнообразием. Что нового ждет участников и гостей в этом году?
– Подготовлена серьезная деловая программа, которая включает научно-практическую конференцию, профессиональный конкурс на лучшую продукцию «Молочный успех-2011», технические экскурсии на животноводческие и молокоперерабатывающие предприятия, бизнес-саммиты и встречи. Принципиально новых форм в этом году предложено не будет, однако в каждом из традиционных разделов будут представлены новые направления. Как и каждый год, мы поднимаем нестандартные, новые темы для обсуждения. К примеру, одной из таких тем на прошлых форумах стало энергосбережение на молочных предприятиях, получившее дальнейшее развитие в различных направлениях в отрасли.
Конкурс «Молочный успех» не имеет больших масштабов. Мы считаем первоочередным сохранение имиджа настоящего конкурса, а не девальвацию его обилием наград. Статус приза «Золотой кувшин» таков, что все его обладатели считают достойным размещать его на своих сайтах, рекламных буклетах и т.д.
Вводятся новые форматы конкурса – проводятся народная дегустация, различные шоу, постоянной практикой стала работа молочного бара.
– «Молочная индустрия» является международной выставкой. Расскажите, пожалуйста, об ее участниках.
– Международный форум как по числу участников, так и по широте рассматриваемых тем является самым масштабным специализированным мероприятием молочной промышленности и молочного животноводства не только России, но и на всем постсоветском пространстве. Традиционно активное участие в нем принимают компании из Украины, Белоруссии, Казахстана.
Активно участвуют в выставке и компании из Германии, Италии, Польши, Швеции, Китая и многих других стран. Китай является третьей в мире страной по объемам производства молока и имеет очень высокие темпы прироста производства. Такая ситуация способствует развитию инфраструктурных отраслей, например отрасли по производству процессингового и упаковочного оборудования. Причем китайское оборудование всегда было привлекательным с точки зрения соотношения «цена – качество». Закономерно появление этих китайских компаний и на российском рынке.
– Каковы ключевые события этого года в отрасли, которые наверняка станут предметом обсуждения на форуме?
– Одной из основных для обсуждения станет тема выхода отечественного молочного рынка на новую ценовую конъюнктуру и сопряженные с этим «плюсы» и «минусы». Это будет наиболее болезненная тема. Российская ценовая конъюнктура сильно отличается от среднемировой и среднеевропейской.
Вторая тема, вытекающая из первой, – это необходимость сохранения лояльности потребителя к новой ценовой конъюнктуре. Важно, чтобы не падало потребление, чтобы не деградировал ассортимент вырабатываемых молочных продуктов. Сегодня эти процессы, к сожалению, происходят.
Высокие цены могут также послужить толчком к расширению использования немолочных компонентов в производстве.
Еще один актуальный вопрос – эффективность производства сырого молока в России. В этом вопросе остается очень много политики и мало экономики. Хотелось бы, чтобы на форуме началась работа по переводу этого вопроса из сферы политической в сферу экономическую. Вопросы эффективного ведения молочного животноводства никогда ни в советское, ни в постсоветское время не были предметом серьезного рассмотрения. Настало время, когда откладывать решение этого вопроса уже нельзя. Так, за последние 5 лет выручка от реализации молока сельхозпредприятиями выросла на 165 %, а прирост производства молока составил 3 % при суммарном уровне инфляции в 50 % – разве эти цифры не являются темой для обсуждения?
– «Изюминкой» «Молочной индустрии» последних лет стал «Салон сыра».
– Первый «Салон сыра» был блестяще организован и проведен под руководством И. А. Шергиной. В прошлом году в силу финансовых проблем масштаб мероприятия был сокращен. В этом году в связи с тем, что существенная часть производителей сыра вошла в объединение «СОЮЗМОЛОКО», организация «Салона сыра» предложена этой организации на нашей площадке. Мы при необходимости готовы содействовать этой работе. Если в этом году «Салон» не состоится, то в следующем мы будем организовывать его автономно.
Вся деятельность «СОЮЗМОЛОКО» в течение 2010 года была направлена на создание условий для повышения цены на сырое молоко в России. Это главная цель, которая была достигнута. Понятно, что этому способствовали объективные предпосылки (растущий потребительский спрос и засуха).
Однако эта однобокая политика имеет весьма негативные последствия. Самым главным из них является снижение потребительского спроса, наблюдаемое сегодня. Другим – импортозамещение в неконкурентных секторах отрасли, в том числе в сыроделии и производстве сухого молока.
– Как Вы оцениваете эффективность мероприятия?
– «Молочная Индустрия» – это коммерческое мероприятие. Эффективность любого коммерческого мероприятия определяется его доходами. Первые три форума были экономически убыточны. Мы понимали, что это связано с отсутствием достаточной популяризации мероприятия – малым количеством участников, экспонентов и заинтересованной аудитории. На протяжении последних лет мероприятие развивалось, стало прибыльным.
Однако существует большое количество измеряемых статистических показателей, которые демонстрируют эффективность мероприятия. Среди них – количество экспонентов, количество и структура посетителей по профилю деятельности, отзывы участников и т. д. Анализируя эти показатели в динамике, можно судить об эффективности мероприятия.
– Что бы Вы хотели сказать потенциальным участникам выставки?
– Информированный человек – вооруженный человек в том смысле, что всегда более подготовлен к любым изменениям, ожидающим его в будущем. Участие в форуме – это возможность увидеть все новые решения в сопутствующих сферах, возможность получить новую информацию в рамках работы конференций, узнать о новых практических производственных решениях. Не менее важным является общение с коллегами – обмен мнениями, обсуждение и совместный поиск решения проблем. Это бесценно, так как вооружает дополнительной информацией и позволяет более четко ориентироваться в действительности.
В этом году Форум, организованный совместно с компанией ITE, пройдет во Всероссийском Выставочном Центре в павильоне № 75. Это современная выставочная площадка, где предусмотрено все необходимое техническое оснащение, чтобы компании, участвующие в выставке, имели широчайшие возможности для демонстрации собственных достижений.
Хочу всех пригласить для участия в Форуме, так как «плюсов» от участия в нем значительно больше, чем сопряженных с участием затрат.
Предыдущие интервью:
«Востребованная упаковка для сгущенного молока и не только...»
Цели и причины создания, современные задачи и перспективы работы Молочного союза России. В.В. Лабинов - исполнительный директор РСПМО
«Зеленая технология» в производстве заменителя молочного жира. Ю.А. Султанович - директор холдинга «Солнечные продукты»
Обещание, которое нужно выполнять каждый день
Бренд – это символ доверия
Задачи для совместного решения
«Жары больше нет – проблемы остались»
|