|
Задачи для совместного решения
В начале марта текущего года состоялся Первый съезд Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО, где обсуждались проблемы, от решения которых зависит сценарий развития не только весенне-летнего сезона 2010 г, но и перспективы развития всей молочной отрасли. О том, как складывается ситуация в настоящий момент, нашей редакции рассказывает председатель Правления СОЮЗМОЛОКО А. Л. Даниленко.
– Расскажите о динамике процесса подписания соглашения о закупочных ценах на молоко-сырье?
– В настоящий момент вопрос заключается не в том, чтобы подписать соглашение о цене на закупку молока 11 руб./кг. Это цена – индикатор. И чтобы выйти на этот уровень, формального подписания соглашения недостаточно, требуется договориться о единых правилах сотрудничества между производителями и переработчиками молока. Основная задача заключается в выстраивании единой программы развития всей молочной отрасли, которая позволяла бы получать стабильную цену производителям молока в течение всего года, давала бы стабильный доход переработчику, а покупатель имел бы продукцию стабильного качества по стабильным ценам. На мой взгляд, на молочном рынке существует ошибочное мнение о существовании антагонизма и вражды между производителем и переработчиком. В отсутствии долгосрочных перспектив каждый доведен до условий необходимости выживания и в этом состоянии, не зная, какими будут правила игры завтра, пытается заработать как можно больше сегодня. Чтобы преодолеть конфликт интересов производителей и переработчиков молока, необходимы четкие правила игры, прозрачный механизм ценообразования.
Понимание необходимости взаимовыгодного сотрудничества в отрасли есть. В регионах работают современные молокоперерабатывающие предприятия, которые заинтересованы в стабильной работе, стабильности цен на молоко-сырье. Они не используют в своем производстве пальмовое масло, дешевое белорусское сухое молоко, а работают на молоке-сырье, производимом в регионе. Эти переработчики живут с производителями молока на одной земле, зачастую решают общие проблемы и заинтересованы в долгосрочных отношениях и полном взаимопонимании со своими поставщиками. И это не единичные случаи. Так, к Соглашению об общих принципах взаимодействия производителей и переработчиков присоединились в настоящий момент более 3000 производителей и более 150 переработчиков молока из 41 региона страны. Это сыродельные, маслодельные комбинаты, предприятия, специализирующиеся на сушке молока и производстве цельномолочной продукции. К примеру, свои подписи поставили московский завод плавленых сыров «Карат», МК «Ставропольский», Мелеузовский МКК, «Русское молоко», «Умалат», молочный комбинат «Авида», ГК «Доминант». Они заинтересованы в стабильном качестве молока-сырья, стабильных ценах на него, стабильном потребления молочной продукции и нуждаются в решении проблем, которыми озадачился СОЮЗМОЛОКО.
– Не случится ли так, что соглашение будет подписано, а работать не будет?
– Действительно, выдержать индикативную цену возможно только при определенной государственной программе поддержки. Если сухое молоко из Белоруссии поступает по цене 55 руб/кг, переработчик, закладывая в себестоимость 11 руб/кг молока-сырья, получит заведомо неконкурентоспособную продукцию. Поэтому в первую очередь должна быть обеспечена защита внутреннего рынка от импортной продукции, поступающей по демпинговым ценам. Во-вторых, должна активизироваться борьба с нарушителями технического регламента и закона о торговле, а также с предприятиями, выпускающими контрафактную продукцию. В-третьих, должна быть организована совместно с государством социальная программа стимулирования потребления молока и молочной продукции населением. При выполнении этой программы цена 11 руб/кг более чем реальна.
Причем молоко-сырье, закупаемое по такой цене, должно иметь высокие качественные характеристики (содержание белка, жира, количество соматических клеток), иметь минимальную сезонность и т. д.
Кроме того, в каждом регионе есть свои особенности, и единой цены для всей страны не существует. Соглашение будет работать при условии постоянного диалога переработчика, производителя и государства.
2007 г. был очень успешным для производителя молока и тяжелым для переработчика (резкий подъем цен на сырье), а 2009 г. наоборот, был трудным для производителя и успешен для переработчика. Эти скачки из стороны в сторону раскачивают лодку, в которой мы всегда вместе. Соглашение дает возможность сделать ситуацию настолько публичной, что она станет прозрачной. СОЮЗМОЛОКО выступает за новую форму взаимоотношений, в которой предполагалась бы годовая договоренность о базовой цене. А по итогам работы года определялась новая базовая цена.
– В летний сезон, когда традиционно снижается потребление, не вызовет ли такой уровень цены задержки по оплате молока-сырья?
– Впервые за всю историю молочной отрасли организована встреча министра сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник с представителями региональных заводов, где на уровне министерства было принято решение о программе поддержки сыродельной и маслодельной подотраслей. Программой предусматривается поддержка проектов по модернизации молочной отрасли. В настоящий момент эта программа находится в разработке. Создана рабочая группа, которая будет проводить встречи не реже 1 раза в две недели для обсуждения актуальных проблем отрасли и поиска путей их разрешения.
Минсельхоз поддерживает доступ предприятиям к льготным кредитам, особенно в летний период, когда оборотный капитал наиболее востребован.
В первую очередь льготные условия распространяются на те предприятия, которые нашли взаимопонимание с производителями молока.
– Каков прогноз цен на молочные продукты?
– Рост тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, инфляция – вот только часть факторов, определяющих рост цен. Таким образом, производитель и переработчик молока платят за топливо, электроэнергию, удобрения и т. д. больше, а это означает рост себестоимости продукции. Неизбежно, что цена и на молочную продукцию будет расти. Государство, учитывая, что молоко является социально значимым продуктом, очень строго контролирует этот процесс. Резкий рост цены может привести к сокращению потребления. Однако незначительное повышение цены, к сожалению, неизбежно.
Все еще не утихают разговоры о дешевом импорте, который способен накормить нас. Пора понять, что импорт будет дешев, пока существует собственное производство. Как только импортер почувствует отсутствие конкуренции со стороны отечественного производителя, цены сразу вырастут.
– Насколько актуальной остается тема развития кооперативного движения?
– Соглашение должно помочь всем категориям производителей, т.к. подъем цены в одном сегменте поднимет уровень цены для других категорий.
Кооперация сегодня активно поддерживается. Мы стимулируем крестьян на объединение, т. к. только при объединении появляется возможность стать крупным поставщиком молока. В этом направлении нужно двигаться. К примеру, липецкий кооператив, по инициативе местных производителей, объединил около 10 производителей молока разного масштаба, с различной сезонностью. В итоге совместной работы складываются стабильные объемы, которые позволяют кооперативу развиваться далее.
Мелкие производители должны понимать, что их интересы могут быть наиболее полно представлены при объединении в более крупные единицы.
На мой взгляд, развитие отрасли должно идти в трех направлениях. Первое – работа и переработчиков, и производителей молока над эффективностью деятельности своего предприятия. Чрезмерная господдержка расслабляет.
Второе – сближение отдельных региональных заводов с производителями молока. В регионах нередко владельцы перерабатывающих предприятий являются и молокопроизводителями. Уже в настоящий момент есть примеры сотрудничества переработчиков с поставщиками по прозрачной, открытой схеме.
Третье – создание некоторого количества кооперативных заводов. Маловероятно, что они будут занимать весомую долю рынка. Но их существование станет «лакмусовой бумагой» с точки зрения свободной конкуренции. Эта форма хозяйствования не казалась перспективной и при зарождении в других странах.
Однако сегодня более 50 % производства молочной продукции – это кооперативы.
И еще хочется сказать, что соглашение не юридический документ, а декларация, которая формирует позицию участников молочного рынка. Цена диктуется условиями на рынке, а эти условия создаем мы вместе. Во времена экономического кризиса важно объединить свои усилия и строить взаимоотношения по открытой схеме, уметь добиваться защиты наших общих интересов на государственном уровне.
Самое главное, не может быть хорошо одному. Консолидация выгодна абсолютно для всех предприятий – и мелких, и средних, и крупных, т. к. нет ничего более выгодного, чем стабильность, достичь которую можно, только объединившись.
Предыдущие интервью:
Цели и причины создания, современные задачи и перспективы работы Молочного союза России. В.В. Лабинов - исполнительный директор РСПМО
«Зеленая технология» в производстве заменителя молочного жира. Ю.А. Султанович - директор холдинга «Солнечные продукты»
Обещание, которое нужно выполнять каждый день
Бренд – это символ доверия
«Жары больше нет – проблемы остались»
|